Иоанн Парфёнов. Единство по Первосвященнической молитве Христа

Иоанн Парфёнов. Единство по Первосвященнической молитве Христа

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин 17:11). Эти слова Христа, которые мы слышали сегодня в Евангельском чтении, звучат для нас по особенному и как никогда значительно в день памяти святых отцов VII Вселенского Собора. Тем самым Христос указывает на идеал церковного устроения спасенного Им человечества. Таким идеалом в словах Христа является то существенное единство, которое три Божественных Лица нам являют.

Эту молитву также называют первосвященнической, потому что такое мог произнести только Господь и она есть плод изливающейся Божественной любви на род человеческий.

В центре молитвы — прошение о единстве учеников. Однако не только апостолы были призваны к единству, но и все последующие ученики и верующие в Иисуса Христа: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17:20-21).

Сам Господь являет в первосвященнической молитве Свое единство с Отцом и безусловное послушание : «впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22:42). Он был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2:8). Он знал, что без любви к Господу, без послушания Ему и единства с Ним они не будут иметь силы свыше, а поэтому не устоят на тернистом пути и во время испытаний отступят от Него. И не случайно Церковь Свою Он поручает именно тем, кто отличается особой любовью к Нему и ближнему своему, кто соблюдает эти величайшие заповеди единства и готов во время опасности полагать душу свою за овец.

Единство есть видимый образ любви. Нет единства, значит, нет любви. А раз нет любви, этой высшей христианской ценности, то, значит, истина не усвоена полностью. И потому она не реализуется, не действует, не осуществляется в жизни в той мере, в которой должна была бы осуществляться. Вот почему для последователей Христа столь важна и обязательна заповедь о единстве.

Путь обретения единства труден. Он усеян множеством соблазнов, ошибок и заблуждений. Но это — та стезя, на которой только и возможно осуществление заповеди Спасителя о целостности Его наследия.

Также мы видим, что эта молитва Иисуса Христа является двуединой заповедью о единстве потому, что она включает в себя, во-первых, единство искупленных с Богом и, во-вторых, в Нем их единство между собой. Причем, первое место отводится прежде всего нашему единству с Господом как с Главой Церкви Его, без Которого не может быть успешного единения верующих друг с другом как членов единого Тела Его.

Призыв Спасителя к единству и нераздельности Его духовного наследия обращен к каждому из нас, живущему в условиях многократно расколотого мира. Поэтому забота о достижении христианского единства — одна из важнейших обязанностей всякого члена Церкви. По словам святителя Василия Великого, «искренно и истинно работающим для Господа надо о том только прилагать старание, чтобы привести и явить единство Церкви». Именно поэтому Святая Православная Церковь за каждым богослужением молится «о благостоянии Святых Божиих Церквей и о соединении всех».

Единство с Богом и с ближними для нас является даром, который подается свыше, но и к которому мы должны протянуть свои руки, чтобы взять его. И только искренняя любовь к Богу и ближнему может соединить людей в единое целое. Аминь.

Проповедь студента II курса Санкт-Петербургской духовной академии Иоанна Парфенова, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме св. апостола Иоанна Богослова 24 октября 2010 г.


Опубликовано 24.10.2010 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter