Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! В сегодняшнем евангельском отрывке Христос рассказывает нам притчу о милосердном самарянине. Перед повествованием самой притчи мы слышим удивительный диалог, в котором нам приоткрывается одна из тайн о Царствии Божием. Христос нам дает еще один ключик от райских ворот. Некий законник спрашивает у Христа: «Что мне делать, чтобы спастись?», и Христос отвечает ему: «А что говорит закон?», как бы давая этому законнику ответить на свой вопрос самому. Законник говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Вот она одна из тайн нашего спасения! Это — любовь! Достаточно лишь полюбить Бога и своих ближних, и, имея эту любовь, ты не в силах будешь грешить ни против ближних, ни против Бога.
Желая оправдать себя, этот законник спрашивает: «А кто мой ближний?». А ведь и действительно, кто наш ближний? Наш сосед по парте, или по комнате, или это человек, с которым у нас совпадают вкусы и взгляды? Безусловно, но не только эти люди наши ближние. Ближними для нас должны являться все без исключения люди, не зависимо от пола, возраста, цвета кожи, глаз, вероисповедания и так далее. Но для нас, как и для того законника это не всегда так. И вот Христос рассказывает притчу о милосердном самарянине. Человек попал в беду, лежит обессиленный и истекает кровью, но два его соотечественника, двое его «ближних», священник и левит проходят мимо и не оказывают абсолютно никакой помощи. И тут появляется на дороге самарянин — недочеловек, по мнению евреев, который уж точно даже не посмотрит в сторону умирающего. И что мы видим? Именно от него этот бедный человек получает помощь. Самарянин не только обрабатывает его раны, но и доставляет в гостиницу, и платит работнику гостиницы, чтобы тот ухаживал за больным, да еще и обещает воздать сполна на обратном пути, если этих средств не хватит. Вот он настоящий пример проявления любви к ближнему. Вот она, одна из тайн нашего спасения — сыновья любовь к Богу и жертвенная любовь к ближнему. А ближний наш — это любой человек, даже наш враг, как нам показывает в этой притче сам Господь. И пусть после услышания этой притчи каждый из нас задумается над своим отношением к ближнему. Любим ли мы ближних как самого себя?
Так же эта притча, кроме ясного, буквального смысла имеет еще, по словам святых отцов, и другой смысл, иносказательный, более глубокий и таинственный.
Так они видят в человеке, идущем из Иерусалима в Иерихон, нашего праотца Адам, а в лице его и все человечество. Не устояв в добре, лишившись райского блаженства, Адам и Ева вынуждены были покинуть «Иерусалим небесный» (рай) и удалиться на землю, где их сейчас же встретили бедствия и всевозможные невзгоды. Разбойники — это демоны, враги рода человеческого, которые позавидовали невинному состоянию человека и толкнули его на путь греха, лишив наших прародителей верности заповеди Божией. Раны — это язвы греховные, обессиливающие нас. Священник и левит, это закон, данный нам чрез Моисея и священство в лице Аарона, которые сами по себе не могли спасти человека. Под образом же милосердного самарянина следует разуметь Самого Иисуса Христа. Он дает нам новый закон и благодать. Он исцеляет наши раны – язвы греховные через таинства, он дает нам свою честную кровь во исцеление души и тела. Гостиница — это Церковь Божия, где есть все необходимое для нашего лечения, а работники гостиницы — это пастыри и учители церковные, которым Господь поручил заботу о пасомых. Утренний выход самарянина — это явление Иисуса Христа после воскресения, и Его вознесение, а два динария, данные работнику гостиницы, — это Божественное Откровение, сохраняемое посредством Писания и Священного Предания. Наконец, обещание самарянина на обратном пути зайти опять в гостиницу для окончательного расчета, есть указание на второе пришествие Иисуса Христа на землю, когда Он «воздаст каждому по делам его».
Дорогие Братья и сестры! Выводы, которые мы делаем и из иносказательного смысла, и из буквального смысла притчи о милосердном самарянине крайне важны для нашего спасения. Поэтому мы должны, помня об обещании Христа вернуться и воздать всем сполна, уподобиться милосердному самарянину и не на словах, а на деле возлюбить ближних своих и Бога, как самих себя, памятуя слова Господа, сказанные законнику, а через него и ко всем нам: «Так поступай, и будешь жить». Аминь.
Проповедь магистранта II курса церковно-практического отделения академии чтеца Иоанна Потапова на отрывок из Евангелия от Луки (Лк 10:25-37), произнесенная на Божественной литургии в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 25 ноября 2012 года.