В 2017 году все Поместные Православные Церкви, а так же весь Западный христианский мир встречают Пасху Христову в один день — 16 апреля. В связи с этим у многих возникает интерес к традиции «соседей». Это даёт возможность христианам разных традиций лучше узнать друг друга, понять и увидеть те общие места и различия, которые существуют сегодня в литургической практике Православной Церкви и Римско-Католической Церкви латинского (римского) обряда.
Воскресеньем (церковнослав. Неделя; греч. Κυριακή; лат. Dominica) называется один из дней недели, в который Церковь отмечает Воскресение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа[2].
Традиция праздновать Воскресение сложилась с апостольских времён. Считается, что этот день был особо выделен апостолами для совершения Евхаристии[3] после Воскресения Христа (ср. Лк 24:1, 13 — 32; Ин 20:1, 19, 26) и дня Пятидесятницы. Таким образом, основной богослужебной особенностью Воскресенья как в православной, так и в католической традиции является совершение Евхаристии[4] и отсутствие траура (заупокойные богослужения не совершаются; поста нет или он не так строг, как в другие дни).
День Воскресения Христова имеет несколько названий, которые так или иначе закрепились в христианской традиции. Одно из самых ранних названий воскресенья — первый день недели[5] (ср. Мф. 28:1; Мк. 16:2; Лк. 24:1; Ин. 20:1, 19). Все четыре евангелиста сообщают о том, что Воскресение Христа произошло в первый день после иудейской Субботы.
В то же время, воскресенье именуется ещё «восьмым днём»[6]. Это название подчёркивает эсхатологическое значение дня Воскресения — исполнение всех Божиих обетований. Именование дня Воскресения «восьмым днём» становится особенно распространённым в Средневековье. Впервые же, оно встречается в 15 главе Послания апостола Варнавы[7] .
Важно заметить, что уже Апостол Иоанн Богослов в книге Откровения называет день Воскресения Господа Иисуса Христа «днём воскресным» (ср. Откр 1:10). Как известно, в славянской традиции этот день называется воскресеньем. Такое название полностью соответствует содержанию праздника. Каждый воскресный день одним лишь своим названием напоминает каждому православному христианину о смысле жизни и грядущем всеобщем Воскресении в День Господень.
День Господень[8] (греч. κυριακὴ ἡμέρα; лат. Dies Domini) — название воскресного дня, известное уже со II века. Например, первый известный раннехристианский катехизис[9] Дидахе (греч. Διδαχὴ — два пути)[10] описывает Евхаристическое собрание, которое совершается в День Господень[11]. Это название получило особое распространение в греческой православной традиции[12].
Так же в раннехристианской литературе воскресный день называется Днём Солнца (лат. dies Solis; англ. Sunday)[13]. Так называет день святой Иустин Мученик в своей I Апологии, описывая воскресное Евхаристическое собрание[14]. Дело в том, что неделя римлян была «планетарной» и днём Солнца назывался второй её день.
C IV века день воскресенье становится не только праздником Церкви, но и гражданским днём отдыха. В 321 году выходной в день Господень был закреплён законодательно первым императором-христианином, святым равноапостольным Константином Великим.
Воскресный день должен был быть посвящен Богу. Поэтому люди должны были воздерживаться от труда[15]. Разрешались только сельскохозяйственные работы[16]. В связи с тем, что воскресный день стал логическим завершением трудовой недели, напоминанием о вечности, некоторой паузой, в английском языке он получил своеобразное название уикенд (англ. Weekend — конец недели). Отсюда можно вывести двойственную при- роду воскресного дня, который является и первым днём недели и последним выходным[17]. Воскресный день иногда именуется Малой Пасхой. Такое название воскресения встречается преимущественно в православной традиции, но и современные католические литургисты тоже применяют это наименование к воскресному дню[18].
Православная и Католическая Церкви уделяют воскресному дню исключительное значение. В этот день, независимо от того, в какой богослужебный цикл он входит[19], богослужение совершается особенно торжественно, используется праздничное облачение, чтение уступают место пению. Ф. Вайзер (Weiser) называет воскресенье «фундаментом для всех христианских праздников»[20]. По мнению Вайзера, «в процессе появления новых праздников и формирования богослужебных циклов, воскресенье органично вписывалось в них, становилось центром этих циклов, приобретало всё новые акценты»[21]. Конституция «О Священной Литургии» Второго Ватиканского Собора так же подчёркивает исключительность воскресного дня, называя его «главным праздничным днём» и «ядром» церковного года[22].
В славянской православной богослужебной традиции воскресенье именуется Неделей. Оно является началом седмицы и в тоже время её вершиной. Воскресенье включает в себя важные литургические особенности, свойственные только великим праздникам. Это наличие Всенощного бдения, которое совершается накануне вечером, и полного чина Божественной Литургии[23].
Богослужебные указания по поводу празднования воскресного дня содержатся в 1, 2, 3, 4, 5 и 7 главах Типикона. Они посвящены Всенощному бдению. В 8 главе Типикона содержатся указания о служении Божественной литургии[24]. Также, Богослужение седмичного круга, в ко- торый входит и воскресный день, регулируется литургической книгой под названием Октоих (греч. Ὀκτώηχος — осмогласие)[25]. Она содержит изменяемые последования богослужений, совершаемых в течение седмицы. Эти последования называются гласами. Октоих включает в себя 8 гласов. Следовательно, через каждые 8 недель последование Октоиха повторяется заново[26]. Эта богослужебная книга используется почти во все воскресные дни церковного года за исключением периода от Недели Ваий[27] до Недели Всех Святых[28]. Так же, по воскресным дням Октоих не употребляется в случае, если Господский двунадесятый праздник пришёлся на воскресенье. В случае, если дата празднования Богородичного двунадесятого праздника выпадает на воскресенье, праздничная богослужение и последование Октоиха совмещаются.
Особый статус и свои богослужебные особенности имеют воскресные дни подготовительных недель Великого поста, воскресенья периода Святой Четыредесятницы и Страстной Седмицы, воскресные дни Пасхального периода (или Пятидесятницы) и воскресенья Рождественского поста.
В современной латинской традиции правила совершения литургических служб воскресного дня изложены в Общем Наставлении к Римскому Миссалу, а исключительное значение воскресного дня для каждого верующего изложено в «Конституции о Священной Литургии». Так, 106 рубрика документа сообщает: «По апостольскому преданию, восходящему прямо ко дню Воскресения Христова, Церковь празднует пасхальную тайну на каждый восьмой день, который по праву называется «днём Господним», или «воскресением». Ибо в этот день верующие должны собираться вместе, чтобы, слушая Слово Божие и участвуя в Евхаристии, вспоминать Страсти, Воскресение и славу Господа Иисуса и благодарить Бога, возродившего их «воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Петр 1: 3). Итак, воскресенье — это главный праздничный день. Об этом нужно говорить и постоянно напоминать благочестивым верным, чтобы воскресенье стало также днём радости и отдохновения от трудов. Никакие празднования, за исключением действительно важнейших, не следует предпочитать воскресенью, ибо оно — основание и ядро всего литургического года»[29].
Важной особенностью воскресных дней сегодня является то, что богослужения торжеств и праздников в честь Господа Иисуса Христа от- меняют службу воскресного дня. Приоритет Господских праздников над всеми остальными днями церковного года — особенность свойственная как православной так и латинской традиции. Тем не менее, существует ряд особых воскресений, которые имеют преимущества над всеми Господними торжествами и праздниками. Это воскресные дни Адвента, Великого поста и периода Пятидесятницы. В таком случает торжества и праздники, случившиеся в воскресенье, переносятся на ближайший понедельник[30]. Поправка от 22 апреля 1990 года, внесённая в Общее Наставление к Римскому Миссалу Конгрегацией Богослужения и Таинств, сообщает о том, что переноса торжеств и праздников на ближайший понедельник не происходит, когда подобное со- впадение произошло в Страстное (Вербное) воскресенье или торжество Воскресения Господня (Пасху).
Сама природа воскресного дня исключает назначение какого-либо праздника на этот день. Но всё же, в Католической Церкви есть воскресенья, за которыми закреплены особые празднования. Так, воскресенье, входящее в октаву Рождества — это праздник Святого Семейства. Воскресенье по Пятидесятнице — торжество Святой Троицы, а последнее воскресенье перед Адвентом является торжеством Господа нашего Иисуса Христа, Царя вселенной.
До реформы Второго Ватиканского Собора воскресные дни, так же как и праздники, имели деления на классы[31]. Так, согласно Миссалу 1570 года, воскресенья делились на три класса. К I-му классу или к «высоким» воскресеньям (лат. dominicae maiores) относились первый воскресный день Адвента и первое и пятое воскресение Великого поста (последнее носило название Недели Страсти), Вербное воскресенье, воскресенье Пасхи, Антипасха (первое воскресенье после праздника Пасхи или Новая Неделя)[32], воскресные дни Пятидесятницы и Троицы.
К воскресеньям II-го класса относились 2, 3 и 4-я недели Адвента; воскресенья предпостного времени — Семидесятый день (лат. Septuagesima), Шестидесятый день (лат. Sexagesima), Пятидесятый день (лат. Quinquagesima) перед Пасхой[33]; 2, 3 и 4-я неделя Великого поста.
Все остальные воскресные дни церковного года относились к III-му классу и именовались «обычными» воскресеньями (лат. dominicae minores).
Совпадению различных праздников с воскресным днём до Реформы литургического календаря так же уделялось большее внимание. Собственно, деления воскресений на классы во многом было необходимо именно для этого. М. Скабалланович сообщает о том, что в случае совпадения праздников первых трёх классов с воcкресеньем I-класса праздник переносится (лат. translatio) на другой день. В случае совпадения всех остальных праздников и воспоминаний с воскресным днём, этим праздникам Устав предписывает лишь краткое чтение или упоминание на молитве[34].
Воскресный день является предписанным или обязательным праздником для каждого католика. Так, в воскресенье верующий обязан быть в храме и участвовать в Святой Мессе. Отсутствие на воскресном богослужении без уважительной причины является грехом и служит поводом для исповеди. Но верный Церкви Христовой может остаться дома, если он болен заразной болезнью или ухаживает за больным членом семьи. Путешествие само по себе не является оправданием отсутствия на воскресной Мессе. Поэтому, путешествующий католик должен заранее узнать о месте расположения ближайшего храма[35].
Поскольку воскресенье — древнейший и самый важный праздник Христовой Церкви, богослужение этого дня в православной и латинской традициях во многом схожи. Тем не менее, обе традиции имеют ряд своих уникальных особенностей. Этими особенностями обладают и богослужения будних дней церковного года.
Каждый день седмицы (или каждый будний день) в православной и католической традициях помимо тех праздников, которые могут случится в этот день, имеет свои особые воспоминания. Эти воспоминания выражаются в богослужебных текстах будних дней. По словам протоиерея Геогрия Дебольского «… Богослужение седмичных дней много зависит о особенных воспоминаний, которые бывают во все дни. Чем выше бывает празденство, тем более в нём закрывается богослужение седмичного дня»[36]. Эти слова справедливы как для православной, так и для католической богослужебной традиции, ведь «Как в продолжение священного года Церкви… представляется круг Богослужения Господу и святым Его, так церковная седмица вкратце повторяет почти тот же круг служения… »[37].
В Православной Церкви понедельник посвящён всем Небесным бесплотным чинам, вторник — святому Иоанну Предтече, среда и пятница — воспоминание страданий Господа нашего Иисуса Христа (в эти дни поются молитвословия Кресту Господню), в четверг Церковь вспоминает святых апостолов и святителя Николая, суббота посвящена поминовению всех святых (так же, в субботнй день Православная Церковь молится за усопших верных). В православной традиции каждый день седмицы поминается Пресвятая Богородица. При этом воскресенье, среда и пятница являются днями Её особенного молитвенного прославления[38].
В современной латинской традиции Римско-Католической Церкви воспоминания будних дней выглядят следующим образом: понедельник посвящен Святой Троице, вторник — Ангелам (включая Ангелов-Хранителей), среда — все апостолы (а так же святой Иосиф Обручик и особенно святые апостолы Пётр и Павел), четверг посвящен Святому Духу, установлению Евхаристии и первосвященству Христа, пятница — воспоминания Креста и Христовых страданий, субботний день посвящен Пресвятой Богородице.
В дореформенное время дни недели, подобно воскресениям, разделялись на «высокие» (лат. feriae maiores) и «обычные» (лат. feriae minores) дни. При этом, «высокие» дни недели делились на «привилегированные» и «непривилегированные».
Если воскресный день венчает седмичный богослужебный круг, то праздник Пасхи становится центром, стержнем и фундаментом всего церковного года. Сегодня, в связи с календарной разницей, Православная и Католическая Церкви праздную Пасху в разное время[39]. Временные рамки празднования Пасхи составляют 5 недель в обеих традициях.
Структура Пасхального праздничного цикла в современной право- славной и католической традициях во многом схожа. Но тем не менее, в каждой традиции существует ряд уникальных особенностей.
Вскоре после праздника Сретения Господня в Православной Церкви начинается период подготовительных Недель (воскресений) к Великому посту (греч. Τεσσαρακοστὴ; лат. Quadragesima) — времени духовного подвига для каждого христианина[40]. До реформы Второго Ватиканского Собора в Римско-Католической Церкви так же существовали особые дни подготовки к Великому посту. Этот период назывался предпостным временем и включал с себя 3 воскресных дня, которые именовались следующим образом: лат. Septuagesima, Sexagesima, Quinquagesima[41] — то есть, Семидесятый, Шестидесятый и Пятидесятый день перед Пасхой.
В Общем Наставлении к Римскому Миссалу ясно сформулирована цель Великого Поста, которая имеет двоякий характер. Во-первых, Святая Четыредесятница подготавливает верующих к радостной встрече Светло- го Воскресения Господа. Во-вторых, пост — время подготовки желающих принять Крещение к этому Таинству[42].
Дни начала Великого поста на Востоке и Западе разнятся. В Право- славной Церкви первый день после воспоминания Адамова изгнания называется «Чистым понедельником» и фактически является началом Великопостного периода. Изменяется характер богослужений, которые приобретают ярко выраженный покаянный характер. В Римско-Католической Церкви Великий пост начинается с Пепельной среды[43], хотя раньше этот день входил в период предпостного времени[44]. Пепельная среда (лат. Dies Cinerum) — это день, верующим на голову пеплом на- носится крестное знамение. Это служит напоминанием о мимолётности земной жизни и необходимости покаяния. При этом используется пепел из сожженных верб, которые были освящены на прошлое Вербное воскресенье.
В православной традиции каждая неделя Великого поста имеет своё наименование: Торжества Православия, святителя Григория Паламы, Крестопоклонная, святого Иоанна Лествичника, преподобной Марии Египетской, Неделя Ваий. Почти все воскресные дни Великопостного периода в Католической Церкви сегодня не носят конкретных на- званий, но имеют свою нумерацию. Это положение зафиксировано в Общем Наставлении к Римскому Миссалу. В нём сказано, что Великопостные воскресные дни называются I, II, III, IV и V воскресениями Великого поста. Каждое из этих воскресных дней имеет особый чин Мессы и особый смысл. Первое воскресенье Великого поста указывает верующему на спасительный путь Иисуса Христа. Второй, третий и четвёртый воскресные дни связаны с крещением. Особенность пятого воскресенья — традиция завешивать распятия и святые образы[45]. Шестое воскресенье носит наименование Пальмового воскресенья (Вербное воскресенье или Неделя Ваий). С этого дня начинается период Страстной Недели[46].
Страстной Седмице предшествует праздник Входа Господня в Иерусалим, так же именуемый Вербным воскресением. Примечательно, что в Православной Церкви этот день имеет статус великого двунадесятого праздника, а в современной католической традиции этот день отмечен в литургическом календаре как процессия, которая служит верующим напоминанием о Входе Господа в Иерусалим[47]. Особенность обеих традиций — освящение верб в этот день.
Наиболее литургически насыщенными являются Великий Четверг, Великая Пятница и Великая Суббота. Это дни предельного молитвенного напряжения перед Святой Пасхальной ночью. Последние три дня Страстной Седмицы Католическая Церковь объединяет под одним на- званием — Священное Пасхальное Триденствие. Традиция праздновать Пасху три дня наблюдается уже в IV веке[48]. В Православной Церкви последние дни Страстной Седмицы тоже можно условно объединить под названием Пасхального Триденствия.
В Римско-Католической Церкви Священное Пасхальное Триденствие[49] наступает с Вечерней Мессы Великого Четверга, за которым происходит воспоминание установлением Господом Иисусом Христом Таинства Евхаристии, достигает кульминации в навечерие Пасхи и заканчивается совершением Вечерни в день Светлого Христова Воскресения. Право- славная Церковь празднует установление Евхаристии за утренней Божественной литургией в Великий (или Чистый) Четверг. В обеих Церквах в этот день совершается чин омовения ног. Ежегодно его совершают предстоятели двух крупнейших христианских Церквей[50]. Особенностью этого чина в католической традиции считается то, что его может совершать священник в своём приходе. Так же, в Великий Четверг в Право- славной и Католической Церквях совершается освящение мира[51].
Страстная Пятница для обеих традиций является днём воспоминания крестной смерти Спасителя. В этот день в Православной Церкви не служится Божественная литургия, верующие не причащаются. Здесь современная Западная традиция имеет существенное расхождение с Восточной. Оно заключается в том, что в Страстную Пятницу верующие католики причащаются Святых Христовых Тайн. Так же в католической традиции в Страстную Пятницу совершается воспоминание Страстей Христовых, что созвучно с практикой Православной Церкви, где в богослужение Великой Пятницы входит чтение двенадцати Страстных Евангелий. Католическая Церковь в Великую Пятницу совершает поклонение Кресту, в то время как в православной традиции Крестопоклонной является третья Неделя Великого поста и следующая за ней седмица.
Своей кульминации в обеих традициях богослужение достигает в ночь с субботы на воскресенье, когда совершается Пасхальное бдение. По словам блаженного Августина это «матерь всех бдений»[52]. По степени торжественности эта литургическая служба стоит выше всех других праздничных богослужений. Бденная служба в католической традиции является навечерием Пасхи и именуется Навечерием Пасхи в Святую ночь. Оно включает в себя светильничное богослужение, Литургию Слова, Литургию Крещения и Евхаристическую Литургии[53]. Само торжество Светлого Христова Воскресения совершается в воскресный день. Пасхальное бдение в православной традиции включает в себя полунощницу, Пасхальную утреню, Пасхальные часы и Божественную литургию и чин освящения артоса (хлеба)[54]. В воскресный день так же положена праздничная Божественная литургия, а вечером совершается торжественная Царская Вечерня.
Первая седмица по Пасхе празднуется особенно торжественно и носит название Светлой седмицы в православной традиции и Октавы Пасхи в католической. На Востоке Светлая седмица Фоминой неделей. Так же, этот воскресный день называется Антипасхой (греч. вместо Пасхи). На Западе первое воскресенье по Пасхе является неделей Божьего Милосердия и Октавой праздника Пасхи. Каждый воскресный день Пятидесятницы (или недели по Пасхе) имеет в Православной Церкви свои названия и особые воспоминания. Недели по Пасхе расположены в следующем порядке: неделя о Фоме, неделя Жён-мироносиц, неделя о Расслабленном, неделя о Самарянке, неделя О слепом, неделя Святых Отцов I Вселенского Собора. В католической традиции воскресные дни этого периода называются «воскресеньями Пасхи». подобно другим воскресным дням особых периодов они имеют свою нумерацию II, III, IV, V, VI, VII (неделя Пасхи)[55].
В период Пасхального времени обе Церкви отмечают два великих праздника — Вознесение Господне (сороковой день по Пасхе) и праздник Пятидесятницы. В православной традиции Вознесение Господне является великим двунадесятым праздников и всегда приходится на четверг шестой седмицы по Пасхе.
Римско-Католическая церковь так же молит- венно отмечает торжество Вознесения Господня в четверг шестой недели по Пасхе, но этот праздник может быть перенесён и на VII воскресенье Пасхи. Эта особенность указана в Общем Наставлении к Римскому Мис- салу: «На сороковой день Пасхи празднуется Вознесение Господне, если, там, где оно не является предписанным праздником, оно не назначено на VII воскресенье Пасхи»[56].
«Праздники Церкви — это грани самоцветного камня… »[57] — пишет архимандрит Киприан (Керн), размышляя о постепенном развитии христианских праздников. И действительно, эортология[58] православной и латинской традиций весьма богата и разнообразна, что безусловно представляет научный интерес.
Примечание:
1 Имеется в виду современная латинская традиция Римско-Католической Церкви.
2 Желтов М., диак., Лукашевич А. А. Воскресенье // Православная Энциклопедия под редакцией патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. / URL: http://www.pravenc.ru/ text/155336.html (дата обращения: 19.03.17).
3 Важнейшее христианское Таинство, установленное Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери (Мф. 26:20-29; Мк. 14:17-25; Ин. 13:1-30).
4 В обеих Церквах есть такие дни, в которые Евхаристия не совершается (например, Страстная Пятница) см. Православный Церковный Календарь на 2016 год. — М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. — 240 с. и Литургический календарь католической церкви в России 2016 год. М., 2015.
5 Ср.: Horgan T. Sunday // New Catholic Encyclopedia. 15 v. V. 13. — Farmington Hills, The Catholic University, 2003. — P. 607.
6 Там же.
7 Ср.: Послание Апостола Варнавы // Писания мужей апостольских. — Рига: Латвийское Библейское Общество, 1992. — С. 85.
8 Ср.: Horgan T. Sunday. — P. 607.
9 Краткое изложение христианского вероучения.
10 Полное название «Учение Господа народам, (переданное) через 12 апостолов».
11 Учение двенадцати апостолов // Писания мужей апостольских. — Рига: Латвийское Библейское Общество, 1992. — С. 35.
12 Ср.: Pfatteicher P. H. Journey into the heart of God: living the liturgical year. — New York: Oxford University Press, 2013. — P. 18.
13 Ср.: New Catholic Encyclopedia, V. 13. — Farmington Hills, 2003. — P. 607.
14 Иустин Философ и мученик, св. Апология I // Творения. — М.: Паломник, 1995. — С. 97.
15 Так же, есть связь с Ветхозаветной Субботой — день покоя переносится христианами на воскресенье.
16 Ср.: Pfatteicher P. H. Journey into the heart of God. — P. 18–19. и Wuerl D., Aquilina M. The Feasts: How the Church Year Forms Us Like Catholics. — New York: Image, 2014. — P. 65.
17 Wuerl D., Aquilina M. The Feasts. — P. 63
18 Weiser F. X. Handbook of Christian Feasts and Customs: The Year of the Lord in Liturgy and Folklore. — New York: Harcourt, Braceand Company, 1958. P. — 13. Перевод наш (М. П.).
19 Рождественский и Пасхальный круг, а так же время по Пятидесятнице (православная традиция) и Рядовое время (латинская традиция).
20 Weiser F. X. Handbook of Christian Feasts and Customs. — P. 13.
21 Weiser F. X. Handbook of Christian Feasts and Customs. — P. 11.
22 Конституция о священной Литургии (Sacrosanctum Concilium) // Документы Второго Ватиканского Собора. — М., 2004. — С. 51.
23 В воскресный день, в зависимости от богослужебного периода, может совершаться Божественная литургия свт. Иоанна Златоустого и Божественная литургия свт. Василия Великого.
24 Ср.: Типикон сиесть Устав. — М., 2011. — С. 13–44.
25 Ср.: Никольский К., свящ. Учебный Устав Богослужения. В 3 т. Т. 1. М.: Лествица, 1999. — С. 157 — 159.
26 Ср.: Октоих сиречь Осмогласник. В 2 ч. М.: Московская Патриархия, 1981.
27 В Православной Церкви — воскресенье, предшествующее началу Страстной Седми- цы, праздник Входа Господня в Иерусалим (или Вербное воскресенье).
28 В Православной Церкви — праздник, в который поминаются все святые Церкви. Со- вершается в первое воскресенье (или в первую неделю) после праздника Пятидесятницы (День Святой Троицы).
29 Конституция о священной Литургии (Sacrosanctum Concilium) // Документы Второго Ватиканского Собора. М., 2004. — С. 51.
30 Общее Наставление к Римскому Миссалу // Римский Миссал Католической Церкви в России. — М., 2011 — С. 93 — 94. / URL: http://catholic-russia.ru/wp-content/uploads/2012/09/ consilium.pdf. (дата обращения: 22.03.17). Некоторые источники сообщают о том, что перенос праздников и торжеств в случае особых воскресений происходит не понедельник, а на ближайшую субботу — см. Синка Т. Очерк Литургики. Ч. 1. — с. 72 и Adam A. The Liturgical Year: Its History & Its Meaning After the Reform of the Liturgy. — Colegevile, Wiley Publishing, Inc., 1990. P. — 49.
31 Ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. — М., 2011. — С. 409 и Кунцлер М. Литургия Церкви Т. 3. — М., 2001. — С. 104.
32 В православной традиции каждая неделя Пятидесятницы имеет своё название. Первое воскресенье после Пасхи именуется неделей о Фоме.
33 Реформа литургического обновления отменила предпостное время (в которое входи- ла и Пепельная среда) и сегодня этих воскресных дней нет в литургическом календаре Римско-Католической Церкви.
34 Ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. — С. 409.
35 Ср.: Wuerl D., Aquilina M. The Feasts. — P. 64 — 65.
36 Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения православной кафолической восточной Церкви. В 2 т. Т. 2. — М., 1996 — С. 303.
37 Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения православной кафолической восточной Церкви. Т. 2. — С. 303–304.
38 Cр.: Кашкин А. С. Устав православного богослужения. — Саратов, 2014. — С. 70 — 71.
39 Как уже было сказано, календарный вопрос является одним из самых атуальных в рамках межхристианского диалога. Так, в 2015 году папа Римский Франциск предложил установить единый день Пасхи для всех христиан, чтобы Пасху отмечали одновременно в Риме, Константинополе и Москве. Ср.: «La Chiesa potrebbe stabilire una data fissa per la Pasqua» // Corriere della Sera / URL: http://roma.corriere.it/notizie/cronaca/15_giugno_12/ chiesa-potrebbe-stabilire-data-fissa-la-pasqua-e6d22d0c-111a-11e5-b09a-9f9a058e6057.shtml (дата обращения: 24.03.17).
40 Ср.: Триодь Постная. В 2 ч., М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.
41 Ср.: Желтов и др. Великий пост // Православная Энциклопедия / URL: http://www.
pravenc.ru/text/150109.html (дата обращения: 23.03.17).
42 Общее Наставление к Римскому Миссалу // Римский Миссал Католической Церкви в России. — М., 2011 — С. 96. / URL: http://catholic-russia.ru/wp-content/uploads/2012/09/ consilium.pdf. (дата обращения: 22.03.17).
43 Там же.
44 Ср.: Кунцлер М. Литургия Церкви Т. 3. — М., 2001. — С. 165.
45 Ср.: Синка Т. Очерк Литургики. Ч. 1. — СПб., 2002. — C. 76.
46 Общее Наставление к Римскому Миссалу // Римский Миссал Католической Церкви в России. — М., 2011 — С. 97. / URL: http://catholic-russia.ru/wp-content/uploads/2012/09/ consilium.pdf. (дата обращения: 22.03.17).
47 Ср.: Литургический календарь католической церкви в России 2016 год. М.: Изд-во Францисканцев, 2015.
48 Ср.: Синка Т. Очерк Литургики. Ч. 1. — C. 76.
49 Полное название — Священное Пасхальное Триденствие Страстей и Воскресения Господа.
50 Ср.: Патриарх Кирилл совершит чин омовения ног // http://www.patriarchia.ru / URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/616945.html (дата обращения: 23.02.17)., Папа Римский Франциск омыл ноги заключенным тюрьмы для малолетних // http://www.trud.ru / URL: http://www.trud.ru/article/28-03-2013/1291443_papa_frantsisk_omyl_nogi_zakljuchennym_ tjurmy_dlja_maloletnix.html (дата обращения: 23.03.17).
51 Благовонное масло, которое используется в Православной и Католических Церквях в ритуальных целях. В Русской Православной Церкви миро освящает святейший патри- арх Московский и Вся Руси. Католики освящают миро в кафедральных соборах.
52 Общее Наставление к Римскому Миссалу // Римский Миссал Католической Церкви в России. — М., 2011 — С. 96. / URL: http://catholic-russia.ru/wp-content/uploads/2012/09/ consilium.pdf. (дата обращения: 22.03.17).
53 Ср.: The Roman Missal Renewed By Decree Of The Holy Second Ecumenical Council Of The Vatican, Promulgated By Authority Of Pope Paul VI And Resived At The Direction Of Pope John Paul II. Washington, 2010. — P.
54 Ср.: Цветная Триодь. — М., 2002. — С. 2 — 15.
55 Там же.
56 Общее Наставление к Римскому Миссалу // Римский Миссал Католической Церкви в России. — М., 2011 — С. 96. / URL: http://catholic-russia.ru/wp-content/uploads/2012/09/ consilium.pdf. (дата обращения: 22.03.17).
57 Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. М., 1997. — С. 99.
58 Историческая наука, предметом которой являются церковные праздники.
Источники и литература
1. Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения православной кафолической вос- точной Церкви: в 2 т.: М.: Изд-во Отчий Дом, 1996.
2 Желтов М., диак. и др. Великий пост // Православная Энциклопедия / URL: http://www.pravenc.ru/text/150109.html (дата обращения: 23.03.17).
3 Желтов М., даик., Лукашевич А. А. Воскресенье // Православная Энциклопе- дия / URL: http://www.pravenc.ru/text/155336.html (дата обращения: 19.03.17).
4 Иустин Философ и мученик. св. Апология I // Творения. — М.: Паломник, 1995. — 484 с.
5 Кашкин А. С. Устав Православного богослужения. Саратов: Изд-во Саратов- ской митрополии, 2014. — 687 с.
6 Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. М.: Крутиц. Патриаршее подворье, 1997.– 150 c.
7 Конституция о священной Литургии (Sacrosanctum Concilium) // Доку- менты Второго Ватиканского Собора: Пер. с итал. — 3е изд. — М.: Паолине, 2004. — C. 17–61.
8 Кунцлер М. Литургия Церкви в 3 т. Т. 3: Пер. с нем. М: Христианская Россия, 2001. — 589 с.
9 Литургический календарь Католической Церкви в России 2016 год М.: Изд-во Францисканцев, 2015.
10 Никольский К. Т., свящ. Учебный Устав богослужения. В 3 т. М.: Лествица, 1999.
11 Октоих сиречь Осмогласник. В 2 ч. М.: Московская Патриархия, 1981.
12 Папа Римский Франциск омыл ноги заключенным тюрьмы для малолет- них // http://www.trud.ru / URL: http://www.trud.ru/article/28-03-2013/1291443_papa_ frantsisk_omyl_nogi_zakljuchennym_tjurmy_dlja_maloletnix.html (дата обращения: 23.02.16).
13 Патриарх Кирилл совершит чин омовения ног // http://www.patriarchia. ru / URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/616945.html (дата обращения: 23.02.16).
14. Послание Апостола Варнавы // Писания мужей апостольских. — Рига: Латвийское Библейское Общество, 1992. — С. 63-91.
15 Православный календарь 2016 год. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016 — 240 с.
16 Римский Миссал Католической Церкви в России. М.: Изд-во Францисканцев, 2011. // http://catholic-russia.ru / URL: http://catholic-russia.ru/wp-content/ uploads/2012/09/consilium.pdf. (дата обращения: 22.03.17).
17 Синка Т. Очерк Литургики. В 2 ч. Ч. 1.: Пер. с полск. СПб.: Католическая высшая духовная семинария «Мария — Царица апостолов», 2002. — 128 с.
18 Скабалланович М. Толковый Типикон. — 3-е изд. — М.: Изд-во Сретенского Монастыря, 2011. — 816 c.
19 Типикон, сиесть Устав. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. — 1200 с.
20 Триодион, сиесть Трипеснец, Триодь Постная. В 2 т. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.
21 Триодь Цветная. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. — 672 с.
22 Учение двенадцати апостолов // Писания мужей апостольских. — Рига: Латвийское Библейское Общество, 1992. — С. 17 — 38.
23 Adam A. The Liturgical Year: Its History & Its Meaning After the Reform of the Liturgy. Colegevile, Wiley Publishing, Inc., 1990.
24 Horgan T. Sunday // New Catholic Encyclopedia. 15 v. V. 13. — Farmington Hills, The Catholic University, 2003. — P. 607.
25 La Chiesa potrebbe stabilire una data fissa per la Pasqua» // Corriere della Sera / URL: http://roma.corriere.it/notizie/cronaca/15_giugno_12/chiesa-potrebbestabilire-data-fissa-la-pasqua-e6d22d0c-111a-11e5-b09a-9f9a058e6057.shtml (дата обра- щения: 24.03.17).
26 Pfatteicher P. H. Journey into the heart of God: living the liturgical year. New York: Oxford University Press, 2013.
27 The Roman Missal Renewed By Decree Of The Holy Second Ecumenical Council Of The Vatican, Promulgated By Authority Of Pope Paul VI And Resived At The Direction Of Pope John Paul II. English Translation According To The Third Typical Edition. Washington: International Commission on English in the Liturgy Corporation, 2010. — 1518 p.
28 Weiser F. X. Handbook of Christian Feasts and Customs: The Year of the Lord in Liturgy and Folklore. New York: Harcourt, Brace and Company, 1958.
29 Wuerl D., Aquilina M. The Feasts: How the Church Year Forms Us Like Catholics. New York: Image, 2014.
Проходцев Михаил Сергеевич — студент Санкт-Петербургской Духовной Академии, магистратура, церковно-практическое отделение, 1 курс