Митрополит Лимассольский Афанасий: «Приписывание названия «Церковь» еретическим или раскольническим сообществам совершенно ошибочно»

Митрополит Лимассольский Афанасий. Смиренное несогласие

Святейшему и Священному Синоду Святейшей Кипрской Церкви. Ваше Блаженство! Святые собратья!

Я получил тексты, которые были приняты, как решения Предсоборного Всеправославного Совещания, состоявшегося недавно для подготовки Святого и Великого Собора Православной Церкви и которые содержат и одобряют официальные тексты по темам, которые будут представлены на Святом и Великом Соборе к которому я сыновне подчиняюсь и горячо благодарю его делегатов. Так как согласно с представленным нам положением организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви и, конкретно, в статье 12 и параграфах 2 и 3, указывается, что мы можем выразить наши взгляды сначала на нашем Поместном Соборе, и поэтому я по велению моей совести смиренно выношу на рассмотрение Священного Синода нашей Святейшей Церкви мою точку зрения и мои убеждения как по вышеизложенному, так и по нижеследующим темам. В тексте 5-го Предсоборного Всеправославного Совещания, которое состоялось в Шамбези-Женеве, 10-17 октября 2015 года и озаглавленного «Решение: Связи Православной Церкви с остальным Христианским миром», хочу отметить следующее: Абсолютно согласен с первыми тремя статьями текста. Однако в статье 4 и далее хочу отметить вот что: Православная Церковь всегда молится «о соединении всех», верую, что здесь понимается возвращение, соединение всех тех, которые откололись и удалились от Церкви, еретиков и схизматиков, только тогда, когда они отрекутся от своей ереси или от своей схизмы, отойдут от этого, и через покаяние, через предусмотренное святыми канонами судопроизводством, вольются в Тело Церкви и соединяться с Православной Церковью. Православная Христова Церковь никогда не теряла «соединение веры и Причастие Святого Духа» и не принимает теорию апокатастасиса (восстановления) единства с «верующими во Христа», потому что верует, что  единство с верующими во Христа уже есть в единстве всех крещенных Ее чад между собой и со Христом в правой вере, и нет единства с еретиками или схизматиками, но и им предлагается возвращение через покаяние в Православие. Верю, что то, что излагается в статье 5 об «утративших единство христианах» — это ошибка, потому что Церковь, как народ Божий едина внутри себя и с главой Церкви, Которая есть Христос, не теряла никогда единства с Ним и неужели имеет нужду искать его или даже задавать об этом вопросы, потому что Она всегда имела и имеет и будет иметь единство, поскольку Церковь Христова никогда не прекращала и не прекратит его иметь. Просто значит есть группы или народы или отдельные люди, которые откололись от Тела Церкви и Церковь желает и предпринимает попытки миссионерски возвратить всех через покаяние каноническим путем в Православную Церковь. Не существует поэтому других Церквей, но есть только ереси и схизмы, если хотим уточнить наши определения. Формальность «к восстановлению христианского единства» это ошибка, потому что единство христиан – членов Христовой Церкви – никогда не нарушалось, в том случае, если они пребывают едиными с Церковью. Отделение от Церкви и выход из Церкви к сожалению это происходило, много раз по причине ересей и расколов, но никогда не нарушалась внутреннее единство Церкви. Спрашивается: почему в тексте множество раз указываются понятия «Церкви» и «Исповедания»? Какое различие между ними и какие элементы характеризуют так, что одни называются Церквями, а другие Исповеданиями? Что есть Церковь и кто такие еретики или кто такие раскольнические группы или исповедания? Мы исповедуем только Единую Церковь, а все остальные – это ереси и расколы. Я считаю, что богословски, и догматически, и канонически приписывание названия «Церковь» еретическим или раскольническим сообществам это совершенно ошибочно, потому что только одна Церковь Христова, как и провозглашается в статье 1, и не могут быть названы нами еретическое или раскольническое сообщество или группа как Церковь, кроме Православной Церкви. В тексте совсем ничего не говорится о том, что только один путь, который ведет к соединению с Церковью – это возвращение еретиков и раскольников через покаяние в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь Христову, которая согласно статье 1 , есть наша Православная Церковь. Статья «Понимание Предания Древней Церкви» создает впечатление, что существует онтологическое различие между Древней Церковью Святых Семи Вселенских Соборов и между истинными последователями Ее до сего дня, которая есть наша Православная Церковь. Мы веруем, что абсолютно никакой разницы не существует между Церковью двадцать первого века и Церковью первого века, потому что одним из признаков Церкви есть событие, которое мы исповедуем в Символе Веры, что она (Церковь) есть Апостольская. В статье 12 сообщается, что главная цель богословских диалогов – это «совершенное восстановление единства в правой вере и любви». Создается впечатление, что мы православные ищем нашего восстановления в правой вере и в единстве любви, как будто мы потеряли правую веру и пытаемся ее найти через богословские диалоги с инославными. Я считаю, что такая теория богословски недопустима для всех нас. Сообщение текста о «Всемирном Совете Церквей» представляет мне возможность выразить своевременное возражение против сравнительно антиканонического случая, который связан с его наименованием, так как по нему Православная Церковь считается как «одна из церквей» или ветвь одной из Церквей, которая ищет и борется за свое существование во Всемирном Совете Церквей. Но для нас одна и единственная есть Церковь Христова, которую мы исповедуем в Символе Веры, одна, а не многие. Воззрение, что сохранение истинной Православной Веры гарантируется только соборной системой, как единственно только «компетентной и последней инстанцией суждений о вере» слишком смело и уходит от истины, так как в церковной истории много раз Соборы учительствовали и законодательствовали ошибочные и еретические догматы, а верующий народ их отметался и хранил православную веру и таким образом много раз торжествовало Православное Исповедание. И Собор без верующего народа, полноты Церкви, и народ без Собора епископов не могут в раздельности представлять Тело Христово и Церковь Христову и выражать правильную жизнь и учение Церкви. Я понимаю, Ваше Блаженство и священные собратья, что не могут этими церковными текстами в их нынешнем таком виде выражаться твердые истины, а скорее оскорбительные выражения, и никто, я думаю, не желает в таком виде выражений веры. Истина, однако, должна выражаться в точности и ясности, всегда, конечно, с пастырским рассуждением и действительной любовью ко всем. Мы имеем долг перед нашими братьями, которые находятся в ересях и расколах быть абсолютно искренними с ними и с любовью и трудом молиться об их всецелом возвращении в Церковь Христову. Смиренно считаю, что такие важные и такие основоположные тексты Святого и Великого Собора Православной Церкви должны быть более внимательно и точно проработаны богословски и канонически, так чтобы не ставить в тупик от таких неясных и богословски недоработанных определений и ошибочных суждений, которые могут привести к искажению и подмене правого понимания Православной Церкви. Кроме того, Собору, чтобы быть достоверным и правильным, необходимо не удаляться совсем от духа и учения бывших до него Святых Соборов, учения Святых Отцов и Святых Писаний, и чтобы не было никакой тени в обозначении точной правой веры. Когда наши Святые Отцы, когда и где в текстах святых канонов и определений Вселенских и Поместных Соборов назывались еретические или раскольнические группы как Церкви? Если ереси — это церкви, тогда где единственная и Единая Церковь Христова и Церковь Святых Апостолов? Смиренно подчеркиваю мое несогласие с тем положением дел на Соборе, когда упраздняется практика всех бывших прежде Святых Соборов Поместных и Вселенских, где каждый епископ имел собственное право голоса, а эта схема: одна Церковь — один голос, делает члена Святого и Великого Собора, кроме Предстоятелей, косметическим украшением, отлучая их от права голосования. У меня есть и несколько других несогласий и возражений с другими местами текстов, но не хочу Вас более утомлять и, поэтому, ограничиваюсь теми темами, которые считаю наиболее важными и в которых, смиренно подчеркиваю, есть несогласие с моими взглядами и с моей верой. Не хочу тем, что здесь написал никого огорчить и не хочу показаться, что учу или сужу моих собратьев и отцов во Христе. Просто я чувствую необходимость выразить то, что повелевает мне моя совесть. Прошу вынести мои взгляды на рассмотрение Священного Синода.

Испрашивая Ваших святых молитв, Пребываю наименьший во Христе брат, Митрополит Лимассольский АФАНАСИЙ 11 февраля 2016 года.


Опубликовано 28.02.2016 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter