Какой православный образ оказался наиболее терпимым для властей в годы Великой Отечественной войны? Редко кто задает себе этот вопрос. А на самом деле ответ лежит на поверхности — это святой благоверный князь Александр Ярославич Невский.
Как и многие другие деятели древней, средневековой и новой России, он был забыт по воле советских властей как представитель господствующего класса угнетателей. Его имя порочилось в исторических исследованиях. Его имя умалчивалось в учебниках и популярных работах, а его дела забывали и недооценивали. Гробницу с его прахом убрали из Александро-Невской лавры, собирались переплавить ее на серебряные слитки, мощи унесли в бывший Казанский собор, ставший музеем истории религии и атеизма.
Это произошло в 1922 году. Газеты тогда писали: «Вскрыты мощи Александра Невского – раскрыт новый обман спекулянтов в позолоченных ризах…», «Еще один дурман обмана трудового народа рассеян в Петрограде…». Раку от мощей чудом удалось уберечь – ее забрал Государственный Эрмитаж. Почти на 15 лет имя князя Александра Невского оказалось забыто и опорочено.
Однако политика в тот раз оказалось на руку правде. Вскоре после прихода к власти в Германии Гитлера его отношения с Советским Союзом резко ухудшились. Потребовалось найти аргументы, которыми можно было бы объяснить русским людям, что Германия была и остается давним врагом России. Первую Мировую войну невозможно было вспоминать – ее инициировал и проводил царский режим. Тоже самое касалось войн эпохи Екатерины II.
И тогда вспомнили про Александра Невского. Сразу же начали снимать фильм – как известно, его режиссером стал Сергей Эйзенштейн. Ччуть позднее подключился молодой историк, будущий академик Игорь Павлович Шаскольский, который написал в 1940 году работу «Борьба русского народа за невские берега». Главную апологетический работу проделал атеист, профессор Михаил Николаевич Тихомиров, вскоре ставший академиком, который написал историю борьбы русского народа с немецкими интервентами в ХII-ХV веках. Его работа была подписана в печать 14 августа 1941 года. Но, пожалуй, больше всех в деле воспоминания деяний и личности Александра Невского преуспел сын священника, профессор Николай Павлович Грацианский, который в 1942 году написал книгу «Борьба славян и народов Прибалтики с немецкой агрессией в средние века».
Усилия И.П.Шаскольского, М.Н.Тихомирова, Н.П.Грацианского и особенно Сергея Эйзенштейна, работы которых были санкционированы самим Сталиным, сыграли главную роль в восстановлении доброй памяти почитаемого русского святого. Именно после работы Грацинского в 1942 году был учрежден боевой орден Александра Невского. Этим орденом награждались командиры дивизий и бригад, полков и батальонов, рот и взводов, проявившие в боях за Родину личную отвагу, мужество и храбрость, умелым командованием обеспечившие успешные действия своих соединений, частей и подразделений. За последующие три года войны этим орденом было награждено больше 40 тысяч офицеров Советской Армии.
Примечательно, что князь Александр Ярославич на этом ордене похож на знаменитого актера Николая Черкасова, сыгравшего роль святого полководца в идеологическом фильме Эйзенштейна. Понятно, что изобразить Александра Невского так, как его привыкли изображать на иконах, было невозможно. В 1942 году в Нью-Йорке Комитет помощи Советской России изготовил значок, посвященный 700-летию Ледового побоища, на котором Александр Невский был изображён в каске советского солдата. Известный советский историк Владимир Пашуто впоследствии неоднократно писал, что «русский народ никогда не забывал Александра Невского». Это была неправда, и Владимир Терентьевич хорошо знал. Однако мог ли он написать иначе? Власти, приложившие все усилия, чтобы имена православных святых не вспоминались советскими гражданами, вынуждены были своими руками вернуть имя этого славного защитника русских людей в историческую память.
Однако именно приближение и начало Великой Отечественной войны позволило русским людям вспомнить свое прошлое, вспомнить своего героя – святого полководца Александра Невского – и подготовить не только будущую победу, не только восстановление исторической памяти, но и грядущее восстановление Православия. Его возрождение в России началось с того, что в 1989 году мощи святого князя Александра Ярославича Невского были торжественно возвращены в Александро-Невскую лавру.
прот. Константин Костромин — кандидат исторических наук, кандидат богословия, преподаватель СПбДА