Дать экзегетический комментарий на Мф. 23:15, по сути, попытаться ответить на вопрос: почему иудейское (фарисейское) миссионерство получило столь негативную оценку Иисуса Христа? Почему при всех известных достоинствах иудаизма — учение о единобожии и нравственном поведении — результаты миссии оказались на тот момент столь безотрадны? «Сыны гиены» — так оценил Спаситель неофитов новой для себя веры. Древнееврейская идиома «быть сыном чего-либо» передает значение принадлежности, соучастия и заслуги в чем-либо. Соучастие прозелитов в геенне фарисеев вдвойне — яркий образ адских мучений (см. Мк .9:45 и др.).
Традиционная интерпретация Мф. 23.15 под словом яроорАитод считает язычников, обращенных в иудаизм. Существует и альтернативная точка зрения — это иудеи или квазепрозелиты, вовлекаемые фарисеями и книжниками в свою фарисейскую секту. В таком случае возражения Христа рассматривают против обращения иудеев в фарисейскую форму иудаизма, а не против перехода язычников в иудаизм1. Однако такое прочтение наталкивается на неразрешимую пока проблему — в литературе той эпохи слово «прозелит» нигде не используется в качестве общего термина, но только в узкой семантике — иудей из неевреев.
Следует кратко осветить семантику термина прозелит, поскольку современное значение расходится с изначальным. Прозелит сегодня — это последователь новой для себя веры или горячий приверженец чего-то нового. В контексте же событий Нового Завета, прозелит — это «нееврей, принявший иудаизм». Греческое слово яроорАитод состоит из двух частей: ярод «от; к, по направлению к» + еАеиоораь «приду». Его письменное употребление начинается с перевода LXX для передачи еврейского слова «1} (пришелец).[1] [2] [3] Прозелитов следует отличать от боящихся Бога (оеРореуоь или фоРоиреуотэуЭебу), так как первые приняли «ярмо закона», а вторые сочувствуют иудаизму и исполняют часть заповедей. Изначально так называли человека пришельца нееврея, длительно или постоянно живущего с иудеями. Со временем термин приобрел религиозное значение в качестве «иудея из неевреев», который ранее был вне Синайского завета, а теперь вошел в договор и соединился с иудейским обществом (Быт. 15:13; Исх. 2:22; Втор. 14:2 и др.).
Сейчас нет необходимости доказывать историческое явление миссионерской активности иудеев в эллинистический период — это общепризнанный факт справедливый как для палестинских, так и для иудеев диаспоры[4]. Современная критика источников сосредоточена в основном на вопросах о масштабе и методах этой миссии[5]. Касательно методов миссии святитель Иероним Стри- донский считал, что фарисеи вели прозелитическую деятельность не просто ради обращения, а попутно в торговых путешествиях по империи, возможно, преследую торговую выгоду[6].
На всех ли прозелитов и миссионеров распространяется угроза осуждения — мы не можем сказать. Среди них могли быть люди честные и искренние, к тому же необходимо различать миссионерство иудеев в диаспорах от палестинских иудеев. Общеобязательными для всех прозелитов считались обрезание (для мужчин), ритуальное омовение и принесение жертвы в Иерусалимском храме[7]. Палестинских фарисеев принято считать более строгими в отношении обрядов в силу широкого распространения галахических установок. Очевидно, возглас «Горе вам» относится не к факту миссионерской активности в распространении единобожия следи язычников, а к миссионерской мотивации и способам этой миссии. На основании источников можно предположить следующие мотивы для иудейской миссии:
- искреннее стремление иудеев распространять ветхозаветную веру, возникшее на библейском осмыслении иудаизма в качестве света народам (Ис. 49:6), головы для языческого тела[8], как народ «через которых имел быть дан миру нетленный свет закона» (Прем. 18.4).
- идея о заимствовании язычниками мудрости иудейской и превосходстве иудейской веры над языческой: распространение этой мысли получило в иудейской литературе, например, еврейский философ Аристобул, утверждал, что Гомер, Гесиод, Пифагор, Сократ и Платон были знакомы с греческим переводом Торы и из нее черпали мудрость[9].
- политические мотивы: история с обращение в иудаизм царского дома Адиабены еврейским купцом Ананием[10], иудаизация языческих земель Идумеи и Итуреи в целях религиозного и политического единства.
- поиск благосклонности влиятельных людей и привилегий с их стороны, например в торговле.
- корыстные цели: Иосиф Флавий рассказывает о некой знатной женщине Фульвии, которую обратили в иудаизм четыре иудея. Проповедники стали выманивать у нее богатые дары для Иерусалимского храма, а когда получили их, то присвоили себе[11] [12].
История также сохранила случаи распространения иудаизма путем принуждения и насилия. Еще Симон Маккавей, завоевав город Газы, выкинул из города все нечистое и поселил там мужей, соблюдающих закон (1 Мак. 13:48). Симон в Иерусалим, по-видимому, допускал только тех, кто брал на себя обязанность исполнять закон (1 Мак. 14.14). Когда Иоанн Гиркан завоевал идумейские города Адару и Мариссу в 129 г., для жителей страны он поставил условие — принять иудейский закон и обрезание или покинуть родину11. Подобное произошло и при Аристовуле с жителями Итуреи[13]. При Александре Яннае город Пелла был разрушен за отказ принять иудейство[14]. Из этих примеров видно, что иудаизация в Палестине — это часть политики правителей Макка- вейского периода на подконтрольных им землях. Вполне вероятно, что книжники и фарисеи, как наиболее компетентные в теории и практике Моисеева закона, могли принимать активное в этом участие. И хотя ко времени жизни Иисуса Христа Маккавейский период канул в историю, а вместе с ним и крупные компании по иудаизации, члены фарисейской секты по-прежнему могли воспринимать себя как наставники невежд, учителя младенцев, имеющие в законе образец ведения и истины (Рим. 2:20).
Миссионеры обходят море и сушу, чтобы обратить хоть одного (Мф. 23:15). Эти слова не сообщают о направлении движения миссионеров и тем более об организации, они призваны создать впечатление об усердие иудеев. Сложно иудеям было обратить язычников в иудаизм, потому требовались большие усилия — замечает святитель Иоанн Златоуст[15]. Выше было показано, какие мотивы могли двигать иудейских миссионеров, однако, это только частично объясняет, почему прозелиты становились вдвое хуже фарисеев.
Если прозелиты становились вдвое хуже иудейских миссионеров из фарисеев, в чем тогда испорченность вторых? С точки зрения Христа испорченность фарисеев была в том, что они «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф. 23:23), но при том тщательно следили за выполнением мелочных предания старцев. Христос в Евангелиях критикует не суть закона и даже не сами по себе «предания старцев», а действия его проводников в жизнь народа — книжников и фарисеев за то, что они «связывают бремена неудобоно- симые» (Мф.23:4), т.е. путем детализации заповедей увеличивают требования к народу, от чего они превращаются в тяжелую ношу подобно ярму. Такая работа законников не соответствует эсхатологическому замыслу Божиему (Иер. 31:31-34) и подпадает под обличения пророков: «Им говорили: «вот — покой, дайте покой утружденному, и вот успокоение». Но они не хотели слушать. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного» (Ис. 28:12-13). Стремление увеличить груз заповедей на плечах простого народа могло исходить из беспокойства за коллективную ответственность народа перед Богом, однако, то обстоятельство, что сами законники легко уклонялись от тотального соблюдения закона, говорит о том, что в основе лежали ложные представления о превосходстве книжников и фарисеев над простым народом, а тем более над язычниками.
«Слепые вожди слепых» (Мф.15:14) — при всем их благочестии именует Христос фарисеев. Ограниченное зрение предвещает трагедию проводнику и его спутнику: «оба упадут в яму» (Мф.15:14).Преградой на пути к прозрению встало лицемерие. Согласно Евангелиям лицемерит тот, кто напоказ раздает милостыню, молится и постится (Мф.6: 2,5,16), близорук на пророчества о Мессии (Мф.16:3) — то есть выбирает поступки и слова не для отражения своей позиции и себя, а для ожидаемого о нем мнения кого-то иного, судящего.
Акцент на внешнюю сторону закона, как результат, видимо, давал и превратное о нем учение. Испорченность прозелитов, возможно, походила на испорченность законников учителей — состояла в поверхностном исполнении закона, по существу его обрядовой стороны плюс массу галахических установлений, почитание буквы, а не духа закона. Знакомство с обрядово-ритуальной стороной религии может создать впечатление, что в этом ее суть. Как замечает ЕвфимийЗигабен, обычно ученики порочных учителей не останавливаются на уровне учителя, но идут гораздо дальше[16].
Иудей неофит отчасти по превратному знакомству с верой, отчасти по своему невежеству мог направлять силы своей души на овладение иудейским образом жизни, а это становилось началом лицемерия или ссор с окружающими. Недостаток самой сути закона — справедливости, милосердии и верности, при устойчивом акценте на соблюдение заповедей — все это обособляло жизнь прозелита. Прозелитизм с политическими и корыстными целямитребовал от прозелитов иудейского образа жизни с минимальной заботой о духовно-нравственной стороне жизни, что, видимо, и заслужило осуждения Христом.
Надо помнить, что прозелитизм — это еще проповедь закона, которая идейно во многом отличалась от проповеди апостолов о Христе воскресшем.
[2] См.: Plummer А. An Exegetical Commentary on the Gospel according to the Matthew, New York,
- 317.; Allen W. C. A Critical and Exegetical on the Gospel according to the Matthew, New York,
- 246.
[3] Kittel, Gerhard (Hrsg.); Bromiley, Geoffrey William (Hrsg.); Friedrich, Gerhard (Hrsg.): Theological Dictionary of the New Testament. electronic ed. Grand Rapids, MI : Eerdmans, 1964-c1976, S. 6:731
[4] Рыбинский В. П. Религиозное влияние иудеев на мир языческий в конце ветхозаветной и начале новозаветной истории и прозелиты иудейства. 1898. — С. 10.: «Иудейство проникнутое сознанием своего миссионерского назначения, оно, пользуясь своим положением, само хотело знакомить языческий мир со своей религией и стало вести деятельную пропаганду своих верований».
[5] Детальный обзор источников об иудейском миссионерстве см.: Левинская И. А. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб., 2000. — С. 49-93.
[6] Иероним Стридонский, свт. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея // Творения блаженного Иеронима Стридонского в 19 ч. Ч. 16. (Кн. 26.). Киев. 1903. — С. 239.
[7] Elwell, Walter A.; Comfort, Philip Wesley: Tyndale Bible Dictionary. Wheaton, Ill.: Tyndale House Publishers, 2001 (Tyndale Reference Library), S. 1087.
[8] «Иудеи для других народов то же что голова для тела» — парафраз Рыбинского В. П. из сочинений Филона Александрийского: Рыбинский В.П. Религиозное влияние иудеев… С. 5.
[9] Эллинизм // Электронная еврейская энциклопедия / URL: http://www.eleven.co.il/article/15073 (Дата обращения: 9.02.2016).
[10] Иосиф Флавий. Иудейские древности в 2 т. Т. 2. М., 2002. — С. 405. (20.2.1).
[11] Иудейские древности Т. 2. 18.3.5. С. 313.
[12] Иудейские древности Т. 2. 13.9.1. С. 43.
[13] Иудейские древности Т. 2. 13.11.3. С. 52.
[14] Иудейские древности Т. 2. 14.15.4. С. 127.
[15] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на евангелие от Матфея // Иоанн Златоуст, свт. Творения в 12 т. Т. 7. СПб., 1901. — С. 735.
[16] Евфимий Зигабен. Толкование евангелия от Матфея и Евангелия от Иоанна. СПб., 2000. — С. 284.
Источники и литература
- Allen W. C. A Critical and Exegetical on the Gospel according to the Matthew, New York, 1907.
- Elwell, Walter A. ; Comfort, Philip Wesley: Tyndale Bible Dictionary. Wheaton, Ill.: Tyndale House Publishers, 2001 (Tyndale Reference Library).
- Kittel, Gerhard (Hrsg.); Bromiley, Geoffrey William (Hrsg.); Friedrich, Gerhard (Hrsg.): Theological Dictionary of the New Testament. electronic ed. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1964-c1976.
- Plummer А. An Exegetical Commentary on the Gospel according to the Matthew, New York, 1909.
- Евфимий Зигабен. Толкование евангелия от Матфея и Евангелия от Иоанна. СПб.: Общество святителя Василия Великого, 2000.
- Иероним Стридонский, свт. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея // Творения блаженного Иеронима Стридонского в 19 ч. Ч. 16. (Кн. 26.). Киев.1903.
- Иоанн Златоуст свт., Толкование на евангелие от Матфея // Иоанн Златоуст, свт. Творения в 12 т. Т. 7. СПб., 1901.
- Иосиф Флавий. Иудейские древности в 2 т. Т.2 М.: Ладомир, 2002.
- Левинская И. А. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб.: Логос, 2000.
- Рыбинский В. П. Религиозное влияние иудеев на мир языческий в конце ветхозаветной и начале новозаветной истории и прозелиты иудейства. Киев.,1898.
- Эллинизм // Электронная еврейская энциклопедия / URL: http://www.eleven.co.il/ article/15073 (Дата обращения: 02.2016).