Сергий Маляров. Любовь и верность

prop_malyarov_small

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Обращаясь сегодня вновь к празднуемым нами событиям самых главных дней истории человечества, Святая Церковь призывает всех нас вдуматься в смысл совершенного в те дни, и удивившись, осознать, сколь величественны и божественны события тех дней.

От страдающего и убиваемого Христа в страхе отрекаются и бежат ученики. Предает верный Петр. Большинство спутников Христа, следовавших во время проповеди за Ним, разочаровываются. У Креста, у тела страждущего и умирающего Господа остаются лишь Его Мать, любимый ученик, и горстка женщин, которые несмотря на очевидное поражение их любимого учителя, остались верны Ему. Господь не призывал их следовать за Собою. Но они всюду следовали за Ним. Они не просили, подобно Апостолам, себе положения в Царствии Божием. Они не клялись в верности и любви. Но они остались до последнего. Даже до смерти. Смерти надежды, которая умирает самой последней. Христос умер. Говоря по-человечески, все рухнуло и ничего не осталось, кроме замученного мертвого тела. Но осталась верность. Верность без расчета, верность до конца. И как просто, как кратко, но и как окончательно показана нам эта верность в Евангелии. У Креста наступает час земной верности и земной любви.

И не надеясь ни на что, руководимые только любовью и верностью, в первый день недели, самым ранним утром они идут к пещере, в которой похоронен Бог. Они не успели после снятия с Креста должным образом почтить умершего. И идут ко гробу именно с той целью, чтобы найти там мертвого Христа, чтобы помазать его приобретенными для этого благовониями.

Свершившаяся Пасхальная Радость, Радость невыразимая, радость самого великого и сверхъестественного события, центра всех событий во Вселенной впервые открывается простым женщинам, вставшим рано утром, чтобы помазать тело любимого ими Иисуса. И именно им первым явился Христос воскресший, они первые услышали от Него то «Радуйтесь», которое навеки стало сущностью христианской силы.

И именно их устами об этой радости знаем мы, ибо они возвестили ее Апостолам. Вот парадокс: апостолы, возвестившие Благую весть до краев земли, сами впервые услышали эту весть не от Учителя Христа, позвавшего их за Собой, а от женщин, которых Господь не звал, но которые сами пошли за Ним и до смерти, и даже после самой смерти. И потому в день Своего Воскресения Бог впервые открывает эту радость не апостолам, которых Он сам позвал за собой, а с теми, кто остался верен до конца.

Это награда за верность.

Верность – следствие искренней любви, неразлучный спутник ее. А настоящая любовь ничего не ждет для себя. В отношениях любви все дело в верности, в единстве ума и сердца, а не в выполнении или невыполнении. Огонек самой настоящей любви теплится даже тогда, когда его не поддерживает уже надежда. Так было и в то утро. То было утро торжества любви и верности.

Верность во всем – Богу, себе, близким, верность своим словам и обещаниям – вот что может сделать из нас настоящих людей. Людей, достойных быть в Царствии Божием, быть рядом с Ним. Только верный человек во всем надежен. Только верный – настоящий человек.

Постоянство, стойкость, устойчивость, верность – все обозначают одно и то же: способность не бросить все, а продолжать начатое, даже когда естественный порыв ослабевает. Бог не ищет талантливых и способных, Он ищет верных! В конце концов, любые таланты и способности Он Сам нам дает. Верность и постоянство – это то, что мы можем дать Ему. Все большое и великое начинается с малого. Поэтому верность важна даже в самом малом. Ведь святость – не геройство, святость вырастает на почве рутины, повседневной, будничной борьбы. Святые – это вовсе не гении с врождёнными сверхъестественными способностями, подобные нам люди, обретшие Бога в своём сердце через ежедневный постоянный подвиг.

Вот в чем смысл этого воскресенья жен-мироносиц. Оно напоминает о том, что любовь и верность одни сияли тогда, в той безнадежной тьме. Оно зовет нас к тому, чтобы не умерли и не исчезли ни верность, ни любовь в мире. Оно судит наше малодушие, наш страх, наше вечное и рабское самооправдание. Таинственные Иосиф и Никодим, или эти женщины, идущие на рассвете ко гробу, — так мало места занимают в Евангелии. И однако именно здесь решается вечная судьба каждого из нас.

Подумаем о себе, и о каждом человеке, который вокруг нас находится, о самых близких – и о случайных встречах; подумаем о хрупкости человеческой, о том, как легко поскользнуться и упасть; и в момент поражения останемся верными до конца, любящим сердцем не изменим, и из страха – не отвернемся. И тогда действительно, понеся друг друга тяготы, мы исполним закон Христов; тогда мы войдем в сонм тех жен-мироносиц, соединимся с Иосифом и Никодимом, и останемся с теми, кто в течение всей истории жизни человечества не стыдился пораженных, не отворачивался от падших, был Божией любовью и Божиим промыслом. Аминь. Христос Воскресе!

// Проповедь магистранта 1 курса академии Сергея Малярова, произнесенная за Божественной литургией в Неделю жен-мироносиц в Кронштадтском Морском соборе.


Опубликовано 29.04.2012 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter