Священник Владислав Малышев. О жизненном пути

24.10.2012_malishev

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Отцы, братия и сестры! Прекрасна традиция нашей духовной академии молиться еженедельно у образа Пресвятой Богородицы, совершая вечернее богослужение с акафистом. Каждый молящийся обращается к Той, Которая стала храмом Божества, к Той, Которая всю нашу жизнь молится за нас у Престола Божия.

Священное Писание дает весьма скромные знания о земной жизни Божией Матери, но если на страницах Евангелия упоминается Ее имя, то оно упоминается в самых значимых для Божественной икономии местах. Сегодняшнее Евангельское чтение — это продолжение повествования о явлении Богоматери Архангела Гавриила и его благой вести. Кажется, самое главное в этой главе уже сказано, но на самом деле и далее есть слова, обладающие ценным примером из жизни Приснодевы.

Эти слова звучат так: «иде в горняя со тщанием…». Конечно, здесь идет речь о конкретном городе, в котором пребывала родственница Марии Елизавета, о том, что Мария шла, поспешая, в гористую местность. Но не отрицая буквального смысла, который превалирует в этих строках, мы можем попытаться понять их и аллегорически, т. е. иносказательно. «Иде в горняя со тщанием…» — синодальный текст и другие переводы на русский язык отображают слово «тщание» как поспешность, но если обратить свое внимание на церковно-славянский текст или заглянуть в греческий подстрочник, мы увидим, что это слово можно переводить как «с усердием, ревностью или старанием».

Под словом же «горнее» мы понимаем Божие Царство, спасение, высшие обители, путем в которые и должна быть вся человеческая жизнь. Таким образом, понимая иносказательно, мы видим в этих строках пример Божией Матери, которая всю свою жизнь с усердием и старанием устремлялась в обители своего Сына.

Для нас это наиважнейший пример. Представляя всю нашу жизнь в виде некоего пути, мы должны задуматься, а куда он нас приведет? Дорога длинною в жизнь имеет свой пункт назначения, и мы сами выбираем его. Конечным пунктом может быть богатство, власть, слава, почет, то, ради чего человек задумал прожить свою жизнь, что является краеугольным камнем, целью существования и объектом всех его стремлений.

С точки зрения здравого смысла целью человеческой жизни может быть только одно — это спасение. Есть люди, которые совершенно не понимают и даже не хотят понять этой, казалось бы, наипростейшей истины. Люди слепы, их зрение затуманено псевдоценностями, насаждаемыми секулярным безбожным миром. Об этих людях необходимо молиться, привлекать их собственным примером, проповедью. Речь даже не о них, ведь если они, не зная истинного смысла жизни, могут быть хоть сколько-нибудь извиняемы, то мы — христиане – не имеем никакого права жить иначе, чем учит нас Господь.

Однажды крестившись, придя в Церковь, мы выбрали тернистый, но верный путь. Наш путь — это неминуемый труд, так как любая тропа, если она ведет вверх, а не вниз, требует сил, терпения и стараний. Многие из нас не просто выбрали правильный путь, но уже стали или готовятся стать проводниками на этом пути, надев не только нательный, но и наперсный крест.

Несмотря на это мы, обладая истинным знанием о смысле жизни, о Боге, находясь в Церкви, зачастую оказываемся ничуть не лучше тех, кто находится за ее пределами. Мы правильно выбрали путь. Почему же мы топчемся в самом его начале? Почему в нашей жизни превалируют материальные ценности, а вместо любви нами овладевает эгоизм? Мы назвались светом мира, солью земли, но почему-то не способны ни осветить, ни осолить этот погибающий во грехе мир. Об этом свидетельствуют слова апостола Иоанна Богослова, сказанные им в книге Апокалипсис: «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3:1). Эти слова обличают нашу жизнь, обличают нехристианскую жизнь христиан.

Дорогие отцы, братья и сестры, общество ждет от нас примера любви, нравственности, добродетели, и наша цель заключатся в то, чтобы оправдать их ожидания, жить ценностями духовными, а не материальными, любовью, а не эгоизмом, жить, следуя заповедям, данным нам в нагорной проповеди Христа, а не псевдоценностями, которыми заражены подчас даже церковные люди. Быть всему миру образом веры, любви и добродетели — это и есть наш путь в горняя, который молитвами Божией Матери да поможет нам Господь совершать со всяким усердием, ревностью и старанием. Аминь.

Проповедь магистранта I курса церковно-исторического отделения академии священника Владислава Малышева, произнесенная 24 октября 2012 года на вечернем богослужении с акафистом Пресвятой Богородице в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.


Опубликовано 25.10.2012 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter