Святитель в своих трудах много рассуждает о способах хранения, собирания мыслей, дает практические советы по борьбе с помыслами. Основные правила сводятся к упражнениям над собой, понуждение своей воли отогнать, заменить одни помыслы другими.
Рассуждая на тему хранения помыслов мирянами, святитель отмечает: «Желание углубиться в себя и заняться собою, пресечением рассеяния мыслей и заботливости, потребует, конечно, как неизбежного средства, с одной стороны, уединения, с другой – прекращения обычных занятий, и житейских и должностных…»[1]. С другой стороны свт. Феофан замечает: «Один из старцев сказал, что живущему в мире трудно достигнуть умирения помыслов, потому что он видит много зла, которое, оставаясь в памяти, непрестанно теснится в его внимание… Какая толкотня помыслов у мирян, об этом и говорить нечего… Те, которые остепеняются и начинают идти путем заповедей, отделяются от дел чисто мирских, но от помыслов много страдают, особенно вначале. Помыслы не дают им ни молиться, ни читать, ни рассуждать, – все отбивают от настоящего дела…»[2].
Следует отметить, что свт. Феофан уделяет внимание именно лицам, которые живут в миру, редко он пишет монашествующим. Это те люди, которые обременены суетными делами, мирскими заботами. Не нужно забывать, что время свт. Феофана – это время технического, индустриального, информационного прогресса. Проводя параллели с современным временем, можно сказать, что труды святителя актуальны и для сегодняшнего дня.
Вышенский Затворник советует записывать мысли, какие появятся при чтении Евангелия и других книг, тогда «мысль будет изостряться и окрыляться». Дух, движущийся в Писании, будет переходить в сердце человека, и оживлять его[3].
Свт. Феофан Затворник говорит о факте рассеянности в мыслях во время молитвы или чтении духовных книг, и отвечает на этот вопрос. Он говорит, что в этом нет греха, «грехом это бывает, когда кто самоохотно развивает в себе сторонние мысли; а когда невольно отбегают, какая вина? Вина бывает и тогда, когда кто, заметив блуждание мыслей, будет продолжать блуждать ими. А надо так: как только замечено отбегание мысли, тотчас ворочать ее на свое место. Чтобы во время молитвы меньше было блуждания мыслей, надо напрягаться молиться с теплым чувством, а для этого наперед – пред молитвою – подогревать надо душу размышлением и поклонами»[4].
Необходимо всегда думать о Боге, иметь память о смерти и «вечности блаженной». Это будет помогать обретать покой в душе, приобретать силу на деятельность и будет способствовать разумности действий. Таким образом, человек будет приближаться к Богу[5].
Свт. Феофан Затворник говорит, что необходимо из размышлений делать выводы, применительно к своей жизни, и своим обстоятельствам. Если Господь Всеведущий, то, как можно допускать праздных помыслов? Чтобы не прогневать Бога, необходимо возгревать в себе твердость в непогрешимости в помыслах, а это возможно, если человек любит Бога, а не себя, или мир, или то, что в мире (1Ин 2:16). Если действовать так, – заключает святитель, – то, «очевидно, скрепляются все силы духа или весь состав внутренней жизни человека, вся жизнь беспрерывно движется и подновляется»[6].
Человеку, которого обуревают злые помыслы необходимо помнить, что эти влечения идут не от него самого, но от врага, внушающего эти помышления. Главное «не считать внушения своими, а всеянным, положить разделение между собою и этим всеянным и, признав его чуждым, отнестись к нему, не как к своему детищу, а как к вражескому порождению»[7]. Результатом такого положения будет служить желание благих помыслов, и отвращение от скверных.
Главнейший совет святителя постоянно оборачивать свой помысел. Постоянно держать свой ум в напряжении, в тренировке уклонения от неправильного помысла[8].
В эпистолярном наследии святителя рассматриваются вопросы о том, как правильно вести внимательную жизнь, какие бывают препятствия к хранению мысли.
Сохранение сердечной теплоты, которая возникает у молящегося человека, может поддерживаться, по мысли святителя Феофана утренним чтением: «и из него та мысль, которая прикует внимание, как лучом упадет на сердце и осветит все внутри». Святитель советует вообще прекращать чтение, если встретиться благая мысль[9].
Много внимания святитель уделяет молитве, как средству к богообщению, и удержанию доброй мысли в уме. С помощью Иисусовой молитвы, именем Господа «отвращается» недобрый помысел от «ока ума». Начиная свой день молитвой, нужно углубиться в помышления о Господе, и продолжать «стоять пред Ним умом», понуждать себя не рассеиваться от Бога.
«Лучшего способа нет, как изгнать злые мысли мыслями добрыми… Как много помогает в этом случае заучивание на память мест Писания — и сказать нельзя»[10]. Вышенский Затворник дает правило: «заучивать больше мест Писания, особенно слов и дел Христа Спасителя, и повторять их чаще»[11]. Здесь святитель сравнивает молитву и Священное Писание, заученные отрывки из Писания с раствором сахара или соли. Этим раствором пропитываются продукты – овощи и фрукты, и сохраняются от порчи. Так молитва и Писание, проникая в глубоко сердце, помогают сохранять свое внимание от «срамных и пустых помыслов»[12].
Делая выводы из своих рассуждений, святитель полагает: «Может быть, этим разрешается и вообще вопрос об умиротворении помыслов; может быть [главное] дело состоит в том, чтобы помыслы худые и пустые заменить помыслами добрыми и спасительными, так как помышления о добром никогда не производят ни смятения, ни омрачения в уме и сердце, а одно созидание и благонастроение» [13].
Возвышенные слова Вышенского Затворника о врачующей благодати Божией заставляют глубоко задуматься о Творце и спасении своей души: «Благодать, пришедши через очищение внутреннего человека и ума, снимает покрывало сатаны <…> и очищает душу от всякой скверны и помысла нечистого, желая, чтобы она, возвратясь в собственное естество, открытыми и ясными очами усматривала славу истинного света»[14].
Чтец Антоний Пронских,
студент 4 курса бакалавриата
[1] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М.: Даръ, 2005. С. 166.
[2] Феофан Затворник, свт. Псалом Давида 118-й. Толкование беседовательное. М.: Правило веры, 2003. С. 91-92.
[3] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М.: Отчий дом, 2010. С. 121.
[4] Там же.
[5] См.: там же. С. 122-123.
[6] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. Издание второе Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М.: Типо-Литография И. Ефимова. Б. Якиманка, 1895. Репринт. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства Паломник, 1994. С. 200.
[7] Феофан Затворник, свт. Грехи и страсти и борьба и ними. М.: Сибирская благозвонница, 2009. С. 11.
[8] См.: Феофан Затворник, свт. Грехи и страсти и борьба и ними. М.: Сибирская благозвонница, 2009. С. 13.
[9] См.: Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. М.: Правило веры, 1997. С. 75.
[10] Феофан Затворник, свт. Псалом Давида 118-й. Толкование беседовательное. М.: Правило веры, 2003. С. 92.
[11] Там же. С. 93.
[12] См.: там же. С. 92.
[13] Там же.
[14] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. Издание второе Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М.: Типо-Литография И. Ефимова. Б. Якиманка, 1895. Репринт. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства Паломник, 1994. С. 223.