Каждый раз, когда мы читаем Священное Писание или слышим чтение евангельского отрывка в храме, нам предоставляется возможность слышать живое и всегда актуальное слово Божие. Мы обращаемся к Богу в молитве, а Он обращается к нам через Евангелие. Происходит диалог. Этот диалог отличается от более привычного нам обыденного общения, которое мы имеем со своими близкими. Общение с Богом имеет внешнюю сторону и более важное внутреннее наполнение. Внутреннее – это то, что происходит в нашем сердце. Мы можем вслух произносить молитву и при этом сохранять молчание в своем сердце. Так бывает, когда стремление «вычитать» правило превосходит необходимость обратиться к живому Богу лично, искренне, сердечно.
Так же и в отношении Священного Писания. Мы можем его читать, чтобы просто иметь представление о чем там написано, но такое чтение Слова Божия ничем не отличается от чтения любой другой литературы, а можем найти прочитанным словам применение, понять, как эти священные слова соотносятся с нашей собственной жизнью. Главное назначение Священного Писания заключается в исцелении человека от греха, преображении его, возвращении человека к первозданному виду.
Сегодняшнее чтение повествует нам притчу о милосердном самарянине. Внешняя сторона этого евангельского отрывка — это история, которую рассказал Христос одному законнику.
Законник спрашивал Христа о том, что необходимо делать человеку, чтобы наследовать жизнь вечную? В тексте отмечается, что законник задал этот вопрос, искушая Христа. Это была своего рода проверка с целью уловить Христа в Его ответах. Христос указывает законнику на тот самый Закон, знанием которого он отличался.
Законник сам отвечает: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). Христос подтвердил эти слова. Тогда законник снова спросил Христа: «А кто мой ближний»? В тексте нам снова дается уточнение, что законник спрашивает Христа, желая оправдаться. В ответ Христос произносит притчу о милосердном самарянине.
Итак, законник – человек, который профессионально занимается изучением Священного Писания, искушает Христа. В итоге он фактически сам отвечает на свой вопрос. Сам спросил – сам ответил, и чтобы оправдаться в этой ситуации задает уточняющий вопрос – кто мой ближний? Это внешняя сторона евангельского повествования. Теперь мы знаем, что произошло.
А что в этом повествовании есть внутреннее? Что мы можем почерпнуть полезного для себя? Внешне мы видим, казалось бы, бессмысленный диалог, когда один человек задает вопрос и сам на него отвечает. Но поднимается важная тема – тема спасения человека. Эта тема поднята для кого? – Для всех нас. Мы все знаем, слышали где-то, что нам необходимо спастись – унаследовать вечную жизнь в Царствии Божием. Какое место в нашем сердце занимает эта тема? Вообще звучит ли она в нашем сердце или нам достаточно только внешнего знания о том, что неплохо было бы спастись.
Законник, сам того не подозревая, искушая Христа, поднял тему спасения для всех нас, чтобы мы здесь сегодня, кто-то в очередной раз, а кто-то, может быть впервые задался для себя вопросом, заразился им и имел беспокойство разрешить для себя этот важнейший вопрос – что я должен делать, чтобы спастись? – Возлюбить Бога и ближнего своего всем собой, всей своей природой. Такую любовь невозможно просто начать испытывать, это чувство необходимо в себе упорно созидать. Любовь к самому себе не нужно созидать, она и так у каждого есть и, как правило, не имеет границ. Это очень сильная и искренняя любовь. Эта любовь является частью нас, ее нет необходимости имитировать. Такая любовь нам свойственна, а любовь к Богу и ближнему может быть актерской игрой. Внешне можно изображать любовь, чтобы как-то оправдаться перед своей совестью и окружающими нас людьми, но внутри себя даже не иметь никакого беспокойства.
Притча о милосердном самарянине показывает нам пример христианской любви – внутреннего искреннего чувства. Внутренняя искренность превращает внешнее проявление в парадокс. Самарянин – это последний человек для иудея, так же и иудей для самарянина. Между иудеями и самарянами была страшная неприязнь. И вот израненный разбойниками иудей лежит на дороге, и мимо проходят его соотечественники — священник и левит — помощник священника. Они посмотрели на израненного собрата и прошли мимо. Самарянин же, также проходивший мимо, обработал раны иудею своими медицинскими средствами, перевязал эти раны своим полотном, посадил на своего осла, отвез в гостиницу и заплатил деньги владельцу гостиницы, чтобы тот позаботился об иудее во время отсутствия самарянина и обещал, если владелец гостиницы издержит больше, по возвращении возместить ему.
Каким внутренним чувством должен руководствоваться человек, чтобы совершать такие дела? Ведь, казалось бы, оказывать такое внимание, сострадание, заботу своему врагу, нести личные издержки, тратить собственное время – не безумие ли это? Если рассуждать только внешне – да! А внутренне – это проявление той самой искренней любви, которая стала столь близка сердцу этого самарянина, что все внешнее потеряло смысл. Ему неважно, как отнесутся к его поступку другие люди. Ему неважно, что придется потрудиться для восстановления понесенных материальных затрат. Эта любовь, которая уже является неотъемлемой частью его – она его главное богатство. Это внутреннее чувство преображает человека и приближает к Богу. Именно это чувство, которое человек приобретает через добрые дела любви, а не сами дела. Это чувство и требуется для спасения.
Можно привести такой пример. Профессия врача – это самая христианская профессия. Человек долго учится и посвящает свою жизнь тому, чтобы избавлять других людей от страданий. Великое дело… внешне. Я однажды был свидетелем того, как один врач рассказывал, что он к своим пациентам относится как к материалу, с которым ему нужно работать. Такое отношение он объяснял тем, что личные чувства его только отвлекают от работы. Получается, что в его делах нет никакого сострадания к больным. То есть, как токарь вырезает детали на станке, так и такой врач вырезает болячки из больного. Он это делает не потому, что он внутренне желает больному выздоровления, а просто потому, что не получит зарплату, если не будет этого делать. В таком случае, какая польза самому врачу?
Христос же призывает нас взрастить в себе чувство любви внутреннее, искреннее, сделать его нашей неотделимой частью, преобразиться и уподобиться Богу, Который есть Любовь в подлинном смысле этого слова. Спасение – это жизнь в Боге и с Богом. Если мы действительно желаем спасения, то нам необходимо обратить внимание как на свою внешнюю жизнь, так и на внутреннюю, чтобы не уподобляться упомянутому врачу, а подобно милосердному самарянину руководствоваться искренним чувством любви ко всем окружающим нас.
Проповедь магистранта II курса ЦПО Санкт-Петербургской православной духовной академии иеромонаха Сергия (Шардакова), произнесенная 23 ноября 2014 г. на Литургии в храме Двенадцати апостолов.