Епископ Петергофский Серафим. Любовь выражается в практических делах

Ваше Высокопреосвященство и Преосвященства! Ваши Высокопреподобия и Преподобия! Глубокоуважаемые гости! Досточтимые профессора и преподаватели! Дорогие студенты! Братья и сестры! Друзья! Сердечно поздравляю всех вас с днем памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – небесного покровителя нашей любимой Духовной Академии города на Неве. Хранение благодарной памяти о наставниках и подражание их вере является духовной обязанностью каждого христианина (Евр 13:7). Сегодня мы по-особому взираем на жизнь апостола Иоанна Богослова, рефлексируем его наследие и молитвенно обращаемся к нему с просьбой о благословении и помощи в нашем служении Церкви Христовой и постижении наук, источником которых является Божественная Премудрость. Дух Святой, Который «есть истина» (1 Ин 5:6), приобретается через любовь к ближним. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин 4:12). В единении с Господом человеку открывается высшее знание, которое способно усвоить только чистое сердце. В знаменитом аскетическом произведении «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника любовь, наряду с верой и надеждой, находится на самой вершине, занимая заключительную тридцатую ступень деятельного восхождения. И это не случайно, ибо всякая добродетель начинается с любви и ею увенчивается. Именно любовь открывает нам Бога, соединяет нас с Ним, наполняет душу елеем духовной радости. «Богослов и друг Христов» апостол Иоанн свидетельствует: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин 4:8). В юности и молодости, когда душа еще не столь отягчена греховным бременем, человек способен наиболее выразительно проявить любовь к Богу и ближнему. Опыт старших поколений показывает, что молодость – это самый увлекательный, но также и максимально ответственный период в жизни каждого человека: это время формирования нашего внутреннего содержания и выбора жизненного пути. В этой связи хочется обратить внимание студентов на глубокие слова академика Д. С. Лихачева: «Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья!» Цель Духовной Академии состоит в подготовке будущих пастырей посредством образования, включения в научно-исследовательскую деятельность и приобщения к живой церковной традиции в воспитательном процессе. Богословские осмысление образования начинается с того, что постижение себя и мира, являющееся естественным стремлением нашего разума, в соединении с духовным подходом способно привести к восстановлению образа Божия в человеке. Для всех, в том числе и священнослужителей, очень важно получить в молодые годы достойное образование. Приобретаемые знания и умения помогают человеку пройти профессиональное становление, позволяют ему успешно развиваться и полноценно жить. Современному священнику, перед которым стоит задача духовной коммуникации с обществом на понятном языке, наряду с богословскими познаниями нужно хорошо ориентироваться в сфере гуманитарных наук. Сегодня развитие новых технологий происходит со стремительной скоростью. Нашим предшественникам было недоступно то, что становится возможным сейчас. Самоуправляемый транспорт, создание искусственного интеллекта, изобретение возобновляемых источников энергии, новые биотехнологии – это реальность нашего времени. Наука молниеносно движется вперед и открывает все больший потенциал для развития человека и общества. Однако без знания и соблюдения Слова Божия научные достижения вместо пользы могут принести человечеству непоправимый вред. Необходимость сопряжения образования с подлинной морально-этической парадигмой становится все более очевидной. Приобретением знаний следует заниматься на протяжении всей сознательной жизни. Говоря об этом, Д. С. Лихачев в качестве примера приводил многих крупных ученых, которые учились и учили всю жизнь. Данная мысль совпадает с популярной теперь концепцией непрерывного образования. Соответственно и пастырю нельзя останавливаться в своем интеллектуальном и духовном движении. Подготовка священнослужителей, осуществляемая в Духовной Академии, включает в себя значимый процесс кристаллизации пастырского призвания. На это в своем дискурсе указывает исповедник веры и Церкви священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский. Призвание – это Божий дар, сообщающий человеку способность выполнения евангельской миссии в течение всей жизни. Чтобы открыть в себе пастырское призвание, необходимо осознанное желание и чистое намерение идти подражательным путем вслед за Христом и Его апостолами. Вместе с тем должна быть обнаружена внутренняя и внешняя готовность к следованию данным путем, чему в значительной степени содействует духовная школа. Отказ от призвания или измена ему не могут иметь никаких уважительных причин. В нынешних условиях молодые люди, стремящиеся к священству, равно как и многие молодые пастыри подвергаются большому количеству сомнений. Смущение происходит по причине соблазнов, отсутствия опыта, наблюдаемой несправедливости, собственных ошибок и самомнения, грехов ближних, а иногда и самой молодости. Некоторые пытаются оправдать свое малодушие неоправданностью ожиданий, они сворачивают с избранной дороги, приводя массу поверхностных аргументов. А кто-то в качестве обоснования выставляет свой душевный анализ, который при объективном рассмотрении оказывается самообманом. Противопоставить сомнению можно и нужно только одно – всецелое доверие Христу, Который говорит нам: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин 14:1). Все сомнения пройдут, Господь поможет нам победить их в ответ на нашу веру. Дорогие студенты, не медлите с реализацией своего пастырского призвания! Священство – это самый прекрасный и радостный удел. Не ищите поводов к тому, чтобы повременить с его принятием. Пастырское призвание всегда молодо, также как Бог вечен. В служении Церкви важно владение словом. Надо стараться как можно больше читать, ведь книги дают нам бесценные знания, учат искусству рассуждения и красивого выражения мысли. Для будущего священника должно быть регулярным чтение сочинений отцов и учителей Церкви, передающих нам драгоценную духовную мудрость. Прочитанные книги навсегда становятся нашим неистощимым достоянием. Ко многим из них на протяжении жизни мы будем еще не раз возвращаться, чтобы по-новому прочувствовать их содержание и найти ответы на возникающие вопросы. Всякое знание постигается и воспринимается нами при помощи благодатной силы Божией. Поэтому каждый из нас должен как можно чаще прикасаться к сердцу нашей alma mater, которое бьется в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Здесь в таинствах и общей молитве мы получаем реальный опыт познания Бога, достигаем гармонии с Ним и друг с другом. Молитвенное делание – это часть живой богословской науки, ведущей нас к внутреннему преображению. По слову священномученика архиепископа Серафима (Остроумова), «молитва – самое дорогое, что есть у христианина». Через молитву проявляется наше стремление к непрерывному созерцанию Бога. Чтобы служение пастыря было успешным и благополучным, в центре его жизни всегда должна быть усердная молитва, которая является главным средством отражения любой опасности. Постоянная молитва будущего пастыря должна заключаться в просьбе о дарах Святого Духа: мудрости, разума, мужества, благочестия и страха Божия, который есть «начало премудрости» (Пс 110: 10). Пастырство не знает временных, социальных и иных ограничений. Пастырь обязан оказывать духовную помощь всем, кто в ней нуждается. Памятуя о величайшей ценности вверенных душ, священнику надлежит со всяким вниманием относиться к каждому человеку, отодвигая собственную усталость и трудности на второй план. Духовно-религиозный нарратив священномученика архиепископа Серафима (Остроумова) подчеркивает, что объект пастырского попечения конституируется не только теми, кто постоянно участвует в сакральной жизни Церкви, но всем социумом, в котором находится пастырь. Долг пастыря – оказывать благотворное духовное воздействие на всех людей, включая тех, кто еще находится в мировоззренческом поиске. Пастырство – это, прежде всего, самоотверженная любовь, которую нам источает Сам Бог. Переживаемый социокультурный кризис обуславливает потребность в священниках, совмещающих в себе высокую духовность, образованность и способность проникать вглубь проблем человека и общества. В сей торжественный день хочу поблагодарить профессорско-преподавательскую корпорацию Санкт-Петербургской Духовной Академии за ежедневный труд, вносящий огромный вклад в ответственное дело подготовки будущих служителей Алтаря Господня. Благодаря вашему профессионализму и компетентности Академия града Святого Петра занимает сегодня почетное место в учебной системе Русской Православной Церкви. Дорогим студентам – моим молодым друзьям, вместе с помощью Божией в освоении изучаемых дисциплин и получении опыта научной работы, желаю культивировать в себе важное для пастыря качество духовной ассертивности – то есть твердой независимости от негативного внешнего воздействия, способности самостоятельно на евангельской основе вырабатывать свое мнение и поведение и за них отвечать. Не поддавайтесь провокациям тех, кто впал в разочарование и очерствил свое сердце! Не угашайте свой духовный стимул, не тратьте время на ультрамодные тренды, приводящие человека к экзистенциальной потере. Сохранение горячего стремления к Богу позволит вам избежать иррациональной конформности и сохранить свою уникальность. Божие благословение, Покров Царицы Небесной и предстательство апостола и евангелиста Иоанна Богослова да пребывают со всеми нами. Слово ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии епископа Петергофского Серафима на торжественном Акте по случаю празднования памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 9 октября 2018 года.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Евангельское чтение Недели 26-й вновь говорит нам о сути христианской веры – любви к Богу и ближнему.

Некий законник, то есть человек, хорошо знавший Священное Писание, спросил Господа Иисуса Христа: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк 10:25). Вопрос очень важный и актуальный для каждого человека любой эпохи, поскольку все мы хотим по завершении земного странствования войти в Царствие Небесное и избежать осуждения. В ответ Спаситель справедливо задал встречный вопрос: «В законе что написано? Как читаешь?» (Лк 10:26). И собеседник совершенно точно назвал самую главную заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк 10:27). Далее в форме притчи о милосердном самарянине Христос предлагает глубокое рассуждение, разъясняющее подлинный смысл данной заповеди.

Необходимость любви к Богу для нас понятна и не вызывает никакого сомнения. Любить Творца, Который даровал нам жизнь и окружил своей заботой – это наш сыновний долг. Даже когда нам приходится сталкиваться с житейскими трудностями, мы все ровно понимаем, что Бога нужно чтить и за все благодарить – и за радости, и за скорби, ибо и то, и другое дается нам для спасения. Но вот как быть с любовью к ближнему? Кто такой этот ближний, любить которого мы должны, как самих себя? И почему любовь к Богу и любовь к ближнему составляют тождественное понятие? Это человек, связанный с нами кровными и родственными узами? Либо это близкий друг, приятель, коллега, который делает нам много хорошего?

Некоторый человек по пути из Иерусалима в Иерихон подвергся нападению разбойников, «которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым» (Лк 10:30). Мимо страдальца прошли священник и левит – служитель храма и не оказали ему никакой помощи. Парадоксальная ситуация: те, кто лучше других в теории знали заповедь о любви к Богу и ближнему и, соответственно, должны были ее исполнять, на практике не сделали даже самого минимального. Довольно часто подобное равнодушие встречается и в нашей жизни, когда мы оставляем без поддержки нуждающихся в ней людей, или сами остаемся без помощи и понимания со стороны тех, на кого надеялись.

Милосердие к пострадавшему проявил самарянин, который с позиции правоверных иудеев являлся презренным язычником. Такое обстоятельство еще более обостряет фабулу всей притчи, ибо оказывается, что в реальности по Божественной заповеди поступают не те, которые считали себя носителями истинной веры, а человек, оцениваемый обществом, как грешник и нечестивец. Самарянин «увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем» (Лк 10:33-34). Кроме того, он заплатил хозяину гостиницы и попросил продолжить опеку над израненным человеком, обещая возместить все издержки.

Изложенная притча помогает довольно ясно понять, кто есть наш ближний. На вопрос Христа законник ответил, что для страдальца ближним из этих троих явился «оказавший ему милость». Соответственно Господь повелевает ему, а через него и всем нам: «Иди, и ты поступай так же» (Лк 10:37).

Как правило, мы готовы помогать и делать добро родным и близким людям, тем, кого хорошо знаем, и кто в свое время помог нам, либо способен сделать это в будущем. Бывает, что мы готовы вступиться за человека, которого несправедливо обидели. Сострадание к тому, кто попал в беду не по своей вине, может проявляться нами достаточно охотно. Однако порой в нашем сердце нет сопереживания тем, кто сам виноват в своих проблемах и сложностях, кто по собственной неправоте или глупости оказался в трудных условиях. Например, вокруг можно видеть людей, которые дошли до жизненного дна, и которых принято называть асоциальными элементами и относиться к ним с небрежением. Порой даже приходится слышать, что не стоит таким людям помогать, поскольку они сами пришли к такому состоянию. Между тем, человек, шедший из Иерусалима в Иерихон, в определенной степени также был сам виноват в том, что с ним приключилось, ведь хорошо известно, что отправляться в путь одному, особенно если это очень сложная дорога, нельзя, необходимо идти с кем-то, ибо можно попасть в самую непредвиденную ситуацию. Христос показывает, что мы должны проявлять милость независимо от того, по какой причине тот или иной человек испытывает трудности. Милосердие не ищет повода для отказа, оно изливается по любви, которая имеет потребность в постоянном самовыражении.

Не существует никаких ограничений и для того, чтобы мы делали добро тем, кто от нас чем-то отличается – национальной или религиозной принадлежностью, социальным статусом или мировоззрением. Бог безгранично любит всех людей. Зачастую мы участвуем в жизни тех, кто нам близок, и с кем мы чем-то соединены – дружбой, общением, интересами. Но если кто-то на нас не похож, не разделяет наших взглядов и имеет иное мнение, это вовсе не означает, что такой человек перестает быть нашим ближним, и христианское отношение к нему с нашей стороны не является обязательным. Милосердный самарянин не выяснял, кем был тот человек, которого он нашел на дороге едва живым, он просто помог ему по зову своей доброй души. Настоящий христианин призван находить в своем сердце место для всех.

Любовь и милосердие не существуют лишь на уровне сочувствия и сопереживания, они должны находить воплощение в практическом действии. Священник и левит, видя израненного человека, наверняка внутри себя посочувствовали ему, чего с точки зрения Божественной заповеди о любви явно недостаточно. Когда мы испытываем боль, то не ограничиваемся словесным или мысленным состраданием к себе, но предпринимаем конкретные шаги, чтобы облегчить свое состояние. Точно также нам надлежит поступать и с окружающими, ибо Господь учит любить ближнего, как самого себя. Бог ждет от каждого из нас любящего сердца, которое не только говорит, но и действует. Аминь.

Проповедь епископа Петергофского Серафима, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в 26-ю Неделю по Пятидесятнице, 25 ноября 2018 года.


Опубликовано 26.11.2018 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter