Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, помимо воспоминания конкретного исторического события, лежащего в его основе, заключает в себе глубокий духовный смысл – через страдания, смерть и воскресение Сына Божия произошло искупление человеческого рода.
Первородный грех, совершенный Адамом и Евой, стал причиной отпадения людей от Бога, изгнания их из рая и искажения общего Божественного замысла о мире и человеке. Однако уже в сам момент грехопадения Всеблагой Бог проявляет к падшему человеку неизреченную любовь и обещает даровать спасение в лице Своего Единородного Сына. Проклиная искусившего людей змея, Бог говорит ему: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт 3:15). Данные слова, сказанные Господом, с одной стороны, означают начало ожесточенной вселенской борьбы между добром и злом, светом и тьмой, полем которой станут души людей. С другой стороны, здесь звучит обетование избавления: от жены произойдет Спаситель мира, Который одержит победу над дьяволом и спасет людей.
Весь Ветхий Завет – время ожидания Христа, миссию Которого Бог открывал людям через пророков: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис 53:5). В результате Сын Божий пришел на землю, умер за нас и воскрес. Теперь все мы имеем возможность избавиться от последствий первородного греха и вновь войти в вечную жизнь с Богом, то есть вернуться к тому, к чему изначально и были призваны: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор 15:20-23).
Между тем для того, чтобы войти в «воскресение жизни» (Ин 5:29), то есть стать наследниками плодов искупительного подвига Господа Иисуса Христа, каждому из нас необходимо последовать за Ним и пронести свой собственный крест: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24). В центре жизни христианина всегда должен быть добровольный отказ от греха и осознанный выбор Бога, сопряженный с желанием в подражание Ему взять на себя свой крест, под которым понимается совокупность житейских скорбей и испытаний, необходимых для нашего духовного совершенствования. Верующему человеку необходимо понимать, что евангельский путь наряду с радостями непременно подразумевает и страдания. Всякий, избирающий Господа, становится соучастником Его бремени. Зло, до времени царящее в мире, в равной степени восстает против Бога и Его верных. Поэтому Христос прямо говорит ученикам: «В мире будете иметь скорбь» (Ин 16:33). Вместе с тем, и Сам Господь посылает людям страдания, без которых невозможно наследование вечной жизни, ибо как говорит апостол Павел: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян 14:22).
Любовь к Богу проявляется в нашей любви к ближним, которых надо вначале научиться слышать и понимать, чтобы затем оказать помощь в конкретных делах. Тот, кто никогда не испытывал материальной нужды, с трудом может понять проблему того, кто пребывает в нужде; тот, кто не испытывал потери родных и близких, вряд ли способен во всей полноте понять боль сироты; тот, кто не страдал от болезней, также не сможет понять, как тяжело больному человеку. Господь посылает нам скорби, чтобы мы совершенствовались и закалялись и, одновременно, культивировали в себе эмпатию – способность сострадать другому человеку и ставить себя на его место. В противном случае, без скорбей и испытаний, человек имеет опасность превратиться в жестокий и эгоистичный организм потребления.
Важно подчеркнуть, что в тяжелых жизненных обстоятельствах человек не одинок: в страданиях с нами всегда пребывает Бог. Когда мы сталкиваемся с непониманием окружающих, ощущаем пренебрежение, испытываем трудности, следует помнить, что мы – не одни, с нами Господь и Его всеукрепляющая сила: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16:33). Если же кого-то коснулись испытания, связанные с болезнями, потерей близких, бедностью или социальной несправедливостью, знайте: с этим человеком страдает Сам Христос, мучения Которого не закончились на Голгофе, но продолжаются со страданием тех, кто верует в Него и любит Его. Аминь.
Проповедь епископа Петергофского Серафима, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 27 сентября 2018 года