В начале мая этого года редакции «НЕвского БОгослова» посчастливилось стать участниками удивительной паломнической поездки к святыням древней христианской Сербии на территориях Черногории и Боснии и Герцеговины. На протяжении всего путешествия нашу группу сопровождал священник Сербской Православной Церкви отец Остоя Кнежевич, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии – человек с множеством талантов, с чутким сердцем и прекрасным чувством юмора.
Из-за плотного графика официальных мероприятий местом для неформального общения стал экскурсионный автобус. Отец Остоя рассказал немало занимательных, интересных, порой смешных историй о жизни Православной Церкви, священников и прихожан в Балканских странах. Для нас эти рассказы стали уникальной возможностью погрузиться в совершенно далекий от наших представлений мир взаимоотношений между Церковью и народом. Трудно представить, что церковные общины вполне серьезно могут соревноваться между собой в том, кто больше помогает своему священнику, в чьей общине батюшка ухоженнее, ездит на лучшей машине…
Не может не поражать количество молодежи, приходящей в храм, да и вообще количество верующих. В 80-тысячном городе Никшич на крестный ход в честь почитаемого в Сербии святого – святителя Василия Острожского, вышло более (!!!) 40 тысяч человек! И в основном – молодые люди.
Конечно же, нам стало интересно, каким образом Церкви удается призывать и окормлять такое количество людей, и обо всем этом мы решили расспросить отца Остою.
Здравствуйте, отец Остоя! Начиная наш разговор о современном положении Сербской Православной Церкви в Черногории, хотелось бы сделать небольшой экскурс в историю. Что можно сказать о жизни Церкви в период с середины XX века по настоящее время?
После Второй Мировой войны, во времена коммунизма, церковная жизнь в Черногории переживала затишье. Это продолжалось практически до начала 90-х годов. Но в последующие годы люди начали осознавать, что период коммунизма был временем заблуждений, оставивших значительные негативные последствия в духовно-нравственной сфере жизни, и поэтому люди начали возвращаться в Церковь. Из-за возросшего количества прихожан в епархиях появилась потребность рукоположения новых священников, архиереев. В это же время открылось сразу несколько новых духовных школ: Цетинская семинария (вновь открыта в 1992 г., после 60 лет вынужденного перерыва), семинария в г. Крагуевац (Сербия), семинария и Духовная академия в г. Фоча (Босния и Герцеговина). К общему подъему церковной жизни можно отнести открытие и развитие семинарий в Белграде, в Карловцах. Обновился и пополнился кадрами богословский факультет Сербской Православной Церкви Белградского университета. Одним словом, деятельность Церкви начала набирать обороты, поэтому это двадцатилетие запомнится как время восстановления церковной жизни. Именно тогда начали строиться новые и восстанавливаться старые монастыри и храмы. Восстанавливались церковные традиции, в частности крестные ходы – практически в каждом городе сейчас существует праздник, в день которого крестный ход собирает большое число верующих. У Церкви большой потенциал, и люди к Церкви очень хорошо относятся. На всех территориях бывшей Югославии люди радуются успехам Церкви, приветствуют строительство новых храмов, церковно-приходских домов. При каждом храме у нас построен приходской дом, в котором живут священники со своими семьями, и почти во всех этих домах есть такое помещение, которое может принять целый приход, где люди собираются на духовные вечера, и им рассказывается о важных вопросах церковной жизни. Единственное, о чем можно сказать с сожалением, – это то, что конкретно в Черногории подобные хорошие отношения между Церковью и государством не наладились.
В 2006 году Черногория стала независимым государством, в связи с этим появилась претензия на то, чтобы в независимом государстве Церковь тоже стала независимой. Но мы, конечно, понимаем, что если Церковь будет менять свой статус каждый раз, когда меняются государственные границы, то от Нее может ничего не остаться, ведь, как мы знаем из истории, государства разделяются, увеличиваются, уменьшаются, но Церковь всегда остается одна, и она несет свою миссию, независимо от этого. К примеру, на территории Александрийского Патриархата существует более 50 государств. И как быть – создавать во всех государствах независимые Церкви? Мы к этому вопросу относимся отрицательно и не поддерживаем курс нашего государства на создание автокефалии, хотя из-за этого в отношениях с правительством у нас периодически возникают трудности, но мы их преодолеваем, потому что подавляющее большинство народа поддерживает Церковь. Государство это понимает и поэтому, не оказывая никакой поддержки, все же оставляет Церковь в покое. С другой стороны, в Сербии, в Боснии и Герцеговине, в Словении государство поддерживает Церковь, и там Церковь живет легче. Для Церкви очень важно, чтобы государство с ней сотрудничало, потому что есть немало моментов, когда государство и Церковь сообща могут сделать многое. Но и без государства Церковь все равно продолжает совершать свою миссию – миссию спасения людей, и ее основная задача – нести Свет, Слово Божие в этот мир, и эта миссия у нас здесь осуществляется.
Мы видим у вашего народа особенную любовь к Церкви, к священнослужителям. Скажите, на Ваш взгляд, как такая любовь воспитывается, приобретается Церковью?
Да, это действительно правда, и во многом потому, что Церковь здесь существует уже очень давно. Восемьсот лет назад Сербская Церковь получила автокефалию. Наш народ хорошо понимает, что если не было бы Церкви, то не было бы ни национальной идентичности, даже языка не было бы. Почти пятьсот лет мы были под турецким игом, и единственное, что сохранялось тогда в нашем государстве – это Церковь. Да, она была в затруднительном положении – была упразднена патриархия, но Церковь и ее духовенство сумели сохранить народ в православии, от переходов в ислам. В Черногории долгое время была своего рода теократия, когда митрополит был одновременно и государственным правителем. Митрополиты Даниил, Василий, Савва, Петр I и Петр II – все они были и государственные правители, и архиереи.
Поэтому присутствие Церкви, ее участие в жизни нашего народа очень активно, несмотря на то, что в течении 50 лет Церковь была зажата. Но все-таки она сохранилась – огонь веры в сердцах людей не потух, сейчас Церковь вновь процветает, и люди искренне радуются этому. У нас люди любят, чтобы у Церкви все получалось, чтобы у духовенства, которое живет семейной жизнью, были хорошие семьи, нормальные условия для жизни. Люди понимают, что основное для человека, если он семейный, чтобы у него не было проблем, переживаний, чтобы он больше делал на той работе, на которую Господь его поставил. С другой стороны тех, кто живет монашеской жизнью, народ очень поддерживает. У нас все любят монастыри, каждый едет туда помогает, как только может. Поэтому в последние 20 лет заметно процветание монашества – открыто более 60 монастырей. Конечно, людей, которые живут в монастырях, у нас немного, как в России, а по пять-шесть человек. Женский монастырь с 26 монахинями считается самым большим. У Церкви здесь большой авторитет и это подтвердилось вчера на крестном ходу, было много людей, которые с хорошими чувствами подходили к духовенству за благословением, за молитвой с уважением, без претензий.
Скажите, чем еще занимается приходская община, помимо богослужений?
Кроме богослужений, есть приходская жизнь. Чаще всего это лекции, либо хор, либо фольклор. На приходах преподается Закон Божий, отдельно для взрослых и детей. Что касается социальной деятельности, то, конечно, тяжело, когда поддержки со стороны государства нет. Поэтому она не особенно у нас развита, но все же есть. Во многих городах есть так называемые «народные кухни», где люди просто приходят за обедом, те люди, у которых нет средств для жизни. Это благословенная работа, плоды которой мы уже чувствуем. Еще у нас в Церкви духовенство активно старается работать с молодежью. Молодым людям, которые приходит в церковь, мы советуем побывать в монастыре. У нас есть монастырь Острог, который по благословению владыки Амфилохия принимает много молодежи. Они живут там неделю или десять дней, сколько получиться, трудятся, читают книги, для них там устраивают лекции преподаватели Цетинской семинарии. Мы видим, что плоды этой работы значительные. Они оттуда возвращаются с другими мыслями, начинают исповедоваться и жить полноценно церковной жизнью.
В системе образования Церковь присутствует?
Система образования в нашем государстве это не предусматривает. Это может быть в частном порядке, бывает, что директор школы приглашает священника. К сожалению, в последнее время из-за плохих отношений Церкви и государства даже это – риск. Встречи теперь редко происходят.
Но большая часть молодежи все равно верующие?
Молодежь в основной массе верующая – это правда. И у нас большинство прихожан в храмах – это молодежь. Происходит такой парадокс, что молодежь духовно воспитывает своих родителей. Бывает так, что юноша или девушка просто идет в храм, начинает жить литургической жизнью, а потом через какое-то время мы видим, что они привели своих родителей в храм.
Как так получается, что в Церкви столько молодежи, ведь Церковь не может действовать через школы, через социальные институты, поскольку у нее нет связи с государством? В чем здесь секрет?
Мне кажется, что молодежь понимает, что государство ей ничего не дает. У государства предложений для молодежи никаких нет, даже в культурном плане. У нас в городе ничего не происходит, нам пришлось культуру взять в свои руки – организовывать концерты, поэтические вечера и тому подобное. Поэтому молодежь, наверное, просто понимает, что Церковь ее не предаст, что Церковь ее не оставит. Власти меняются, они бывают разными, а Церковь одна. Церковь достучалась до сердца молодежи. Мне кажется секрет в этом. И еще важно присутствие великих святых. В Черногории, это люди сильно ощущают. Святителя Василия Острожского, у которого прямо на глазах совершаются чудеса, люди очень почитают. У него миссия очень активная, намного любого проповедника. Еще святитель Петр Цетинский, очень почитаемый и уважаемый святой, Преподобный Симеон, выпускник Киевских Духовных школ. Святые нам постоянно помогают в становлении молодежи. Я думаю, что нет человека в Черногории, который никогда бы не был в Остроге.
Мы живем в мире, где невероятно много информации. Но стоит начать с человеком общаться про веру, о Боге – и некоторые об этом почти ничего не знают, несмотря на доступность и обилие самой разнообразной информации. Поэтому очень важно донести до человека этот голос Божий, а потом уже Господь Сам скажет человеку то, что нужно. В Евангелии Христос говорит нам: «Идите и научите вся языки». Ничего сверхъестественного мы тут не делаем – просто живем здесь, совершаем богослужения, стараемся по мере человеческих возможностей. И Господь не оставляет.
Беседовал Сергей Маляров