5 мая 2015 года ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий и студенты академии приняли участие в презентации 2-ого издания тома «Ф.М. Достоевский и Православие» из серии «Русские писатели и православие», издаваемой Международным фондом единства православных народов.
Мне вспоминается мое детство, когда я, будучи учеником обычной советской школы, впервые приехал в Троице-Сергиеву лавру и пошел на исповедь в Иоанно-Предтеченскую надвратную церковь, где исповедовавший архимандрит задал мне такой вопрос: “А ты читал «Братьев Карамазовых» Достоевского?” Этим он поставил меня в тупик. На тот момент я не читал этого произведения, но у меня возник вопрос: почему вдруг в храме, на исповеди вспоминается Федор Михайлович Достоевский -писатель, о котором я, естественно, знал, слышал, наряду с Гоголем и другими замечательными русскими писателями, мы проходили многие его произведения в школе.. Но тогда мы смотрели на них по-другому, с точки зрения преподавателей, осуществлявших свои функции ровно в той степени, в которой это предполагалось в общеобразовательной советской школе. Нам говорили, что русские писатели были на стороне оппозиции царскому режиму, что они страдальцы, что они фактически заодно с революционерами и с теми, кто совершил государственный переворот в начале XX века. Но, тем не менее, интуитивно человеческая душа всегда чувствовала, что слова и строки Федора Михайловича Достоевского находятся в глубочайшей гармонии с чем-то тем, о чем нам пытались тогда не говорить. Не случайно его произведения намного лучше, чем наше современное российское общество, знают на Святой горе Афон. Греки, сербы, болгары и другие представители Поместных Православных Церквей, которые населяют этот монашеский остров, знают, не только понаслышке, но и переводят его произведения, читают и восхищаются ими. Восхищаются, потому что своими произведениями он проповедует Евангелие тем людям, которые пока еще не способны открыть Книгу Жизни и просто прочитать. В наше время именно через его произведения люди чувствовали христианство, становились верующими, а самое главное – приобретали в своей жизни то, что на века становилось главной ценностью жизни: любовь к человеку, сострадание, прощение, то христианское наполнение, которое позволяет человеку быть человеком. Достоевский был величайшим знатоком человеческой души. И вот тогда мне, как школьнику, было очень странно слышать его имя в обители. Но именно это, а не школьная программа сподвигла меня тогда начать его читать, читать не только в объеме школьной программы, не только те произведения, которые находились у нас в хрестоматии. В то время купить его книги было не так просто, я помню, как мы покупали их через родительский комитет в школе, они стоили достаточно дорого, но еще труднее было их достать. Достоевский и преподобный Исаак Сирин… Люди, живущие в разное время, люди, говорившие на разных языках, но именно Ф.М. Достоевский заново открыл нашему обществу мир преподобного Исаака. Он по своему пересказал его. Это — мир отношений души человеческой и Бога, мир, который писатель до сих пор преподносит современному человеку так, что внутри все изумляется, сердце выворачивается наизнанку – хочешь ты этого или нет, но ты понимаешь, в чем ты не прав, в чем ты не такой перед Богом, каким бы Он хотел тебя видеть, и слезы покаяния наворачиваются на глаза, и глубочайшее потрясение переполняет чувства, когда от страницы к странице читаешь его глубочайшие произведения. Спасибо большое, Валерий Аркадьевич, вам и вашим соратникам за то, что вы взяли на себя труд осуществить эту замечательную идею: издать серию «Писатель и Православие». Таким образом вы помогаете открывають их заново многим людям именно как христиан, имевших глубочайшие отношения с Богом. И именно эти отношения позволяли им писать то, что до сих пор вызывает восхищение и учит нас обретать ориентиры в собственной жизни. Когда несколько лет тому назад мы отстаивали преподавание в школах Основ Православной культуры, мы говорили, в том числе и о том, что молодой человек не способен понять наших русских писателей, если он не будет знать православную культуру. И наоборот: труды Достоевского и тех писателей, кто вместе с ним, в его время творил, как раз говорят нам о том, что они в XVIII—XIX веке снова и снова открывали христианство обществу, которое и тогда было больным, как болеет и сейчас. Замечательную мысль высказал Достоевский, ею и мы призваны руководствоваться для того, чтобы понимать человека и сохранять мир в душе: «Да русский народ, конечно же, грешен, но он никогда не признавал, не признаёт, и не призна́ет грех за правду, он никогда не призна́ет грех за норму жизни». Эти слова, эта мысль, в какой-то степени является завещанием нам с вами, живущим в мире, где грех возводиться в ранг достоинства, в степень нормы. Но русский человек никогда не сможет признать грех правдой. Христос Воскресе!
Участники и гости презентации сердечно поблагодарили мужской хор Духовной академии за мастерское и проникновенное исполнение восторженными аплодисментами.
Пресс-служба СПбПДА