6 января 2016 года, в Рождественский сочельник, в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова ректор Академии архиепископ Петергофский Амвросий в сослужении духовенства совершил последование Царских часов и вечерню праздника Рождества Христова в соединении с Божественной литургией святителя Василия Великого. Высокопреосвященнейшему владыке сослужили: архимандрит Софроний (Смук), иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе; священник Андрей Парафенюк; иеромонах Варфоломей (Магницкий); священники Александр Кузнецов и Глеб Санюк; иеромонахи Афанасий (Букин), Лука (Пронских) и Кирилл (Порубаев); протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Герман Ранне и иеродиакон Алексий (Дурнев).За богослужением пел основной состав мужского академического хора под управлением Марка Качанкина. В храме молились студенты, оставшиеся в Академии на время зимних каникул, преподаватели, сотрудники и прихожане академического храма.
Предначинательный псалом на вечерне прочел архиепископ Амвросий.
По запричастном стихе священник Глеб Санюк прочитал Рождественское послание известного сербского богослова преподобного Иустина (Поповича) «Бог вошел в недра человеческой жизни».
По окончании Литургии перед свечой, знаменующей Вифлеемскую звезду, были пропеты тропарь и кондак праздника Рождества Христова.
После славления архиепископ Амвросий поздравил молящихся с навечерием праздника Рождества Христова обратился с архипастырским словом:
«Мы находимся на пороге воспоминания и еще одного погружения в тайну великого события – воплощения Бога и пришествия Его на землю, — события, которое является днем Божественного умаления, днем поразительного смирения Божества. Бог “Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек” (Флп 2:6).
В одном из богослужебных последований есть такие слова: “Преклонил схождением небеса”. Удивительный смысл заключается в этих словах. Бог преклоняет небо перед землей, Он становится на колени перед человечеством. Для того, чтобы преклонить свою главу, мы становимся на колени и тогда, склоняясь долу, мы соприкасаемся с землей. Точно так же, сойдя на эту землю, Богочеловек преклонил небо перед грешным человеческим родом.
Когда люди просят друг у друга прощения, обычно первый – самый смиренный и мудрый – делает земной поклон. И нужно быть совсем уж жестоковыйным и черствым человеком, чтобы на этот земной поклон не ответить взаимно, испросив прощения того, кто обращается к нам. Поразительно, но Бог первый делает нам, согрешившим против Него, этот земной поклон. Все небо кланяется земле, человечеству, чтобы оно, человечество, ответило таким же смиренным поклоном и вместе с Богом поднялось с колен с земли».
Всенощное бдение праздника Рождества Христова (великое повечерие и утреня с первым часом) начнутся в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова сегодня в 20:30. Сразу же после окончания праздничного всенощного бдения начнется чтение часов, после которых архиепископ Амвросий совершит Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста.
Рождественский сочельник
«Изумись в трепете, небо, и да потрясутся основания земли; ибо пеленами повивается все Носящий дланию и в тесных яслях странным образом приемлется; Его отроки благословите, священники воспойте, люди превозносите во вся веки»
(ирмос 8 песни канона предпразднества на малом повечерии)
Богослужения Рождественского сочельника отличаются особой торжественностью. Царские часы, совершаемые перед рождественской вечерней при открытых Царских вратах, называются так от византийского обычая обязательного присутствия на них Императора. Впоследствии этот обычай вошел и в богослужебную жизнь Русской Церкви. Интересно отметить, что чин богослужения праздника Рождества Христова совершенно одинаков с богослужениями праздника Крещения Господня. Это объясняется тем, что в Древней церкви праздник Богоявления – Рождество и Крещение Господа нашего Иисуса Христа, совершался в один день.
Навечерие Рождества Христова – Рождественский сочельник – день особого, трепетного ожидания великого торжества. Своей продолжительностью, содержанием молитвословий и чтений, богослужения Рождественского сочельника не только подготавливают нас ко встрече с пришедшим в мир Спасителем, но в каком-то смысле передают нам чувства людей, которые на протяжении долгих тысячелетий, страдая под гнетом прародительского преступления, ожидали своего Освободителя. Его ожидали праведники, о Нем возвещали пророки, но лишь тогда, когда вся земля склонилась к ногам римского императора, Бог пришел в мир. Империи Августа, включавшей тогда весь цивилизованный мир, как бы в противопоставление явилось нисшедшее на землю Царство Божественной любви, в которое будут призваны все без исключения. В Римском государстве, являвшемся на тот момент воплощением принципов человеческой справедливости, тем не менее, господствовали неравноправие и насилие. Тогда, до пришествия в мир Спасителя, ни личное достоинство человека, ни даже его жизнь не имели никакой ценности. И вот, с непостижимой высоты Своего могущества Бог приходит на землю, но не как Царь и Владыка, но в смиренном «рабском облике», не противясь, не нарушая ни одного закона, установленного человеческим произволом, ясно показывая нам, что в Его Царстве нет никакого неравенства, и каждый по праву имеет одинаковое достоинство перед лицом самого Владыки Неба и Земли. Пройдет еще тридцать лет, и через проповедь Божественного учителя весь мир узнает о совершенно иных ценностях, о законах Нового Царства, Царства вечного счастья и любви.
Сегодня Святая Церковь, радуясь и ликуя о грядущем избавлении человечества, вновь и вновь приготавливает наши сердца к принятию этого Царства, призывает нас к нему, запечатлевая антиномию двух империй в замечательном памятнике византийского литургического творчества – стихире, которую сегодня мы поем на Великой вечерне праздника Рождества: «Когда Август стал единовластным на земле, прекратилось многовластие среди людей; и с Твоим вочеловечением от Девы чистой идольское многобожие упразднилось. Одному мирскому царству подчинились страны, и в единое владычество Божества племена уверовали. Переписаны были народы по указу Кесаря, записались и мы, верные, во имя Божества – Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!».
Народное же название Навечерия Рождества Христова – Рождественский сочельник, происходит от благочестивой традиции строгого поста в этот день. Лишь после появления на ночном небе первой звезды верующие позволяли себе принять в пищу сочиво – постное блюдо, представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами.
В Санкт-Петербургской Духовной Академии существует замечательная традиция: вечерний ужин при свечах. Ректор, сотрудники и студенты академии спускаются в трапезную после богослужения, где при погашенном электрическом свете и горящих свечах вместе ужинают под тихое пение рождественских кантов. Еда – самая простая, но обязательно – рождественская кутья, сладости.
Пресс-служба СПбДА