24 марта в Книжной гостиной Санкт-Петербургской Духовной Академии (наб. Обводного канала, д. 7) прошло заседание Византийского кабинета и презентация первого ВАКовского номера «Христианского чтения» за 2016 год. Уже традиционно для Книжной гостиной мероприятия прошли в неформальной обстановке, за кофе- и чаепитием.
Модератором заседания выступил священник Игорь Иванов, и.о. проректора по научно-богословской работе СПбДА, автор проекта «Византийский кабинет». Во вступительном слове о.Игорь рассказал о задачах и перспективах деятельности «Византийского кабинета» в контексте современных исследований феномена «византизма» в целом, и византийского мировоззрения, наряду с византийским богословием и философией в частности. Также он упомянул об универсальности категорий византийской культуры и целостности ее характера в синтезе веры и различных аспектов жизни, как человека, так и общества. Связующим звеном между утраченной Византией и современным миром является Святая Гора Афон. Это своего рода «Живая Византия», где вся жизнь строится согласно с «живой верой». Во многом вопросам осмысления этой «живой веры» в условиях секулярного общества XIX века и был посвящен первый номер «Христианского чтения» за 2016 год.
В ходе презентации выступили авторы номера: кандидат философских наук, доцент СПбДА Игорь Борисович Гаврилов, и кандидат филологических наук Валерий Александрович Фатеев.
И.Б. Гаврилов рассказал о С.П. Шевырёве, открывшем для образованных слоев позапрошлого века древнерусскую патристику, и тем самым ставшем основоположником русского византизма и предшественником К. Леонтьева. В.А.Фатеев, в свою очередь, в своем сообщении поведал о сочинении «Основы веры и знания» Павла Бакунина, брата известного революционера-анархиста. В этой забытой специалистами книге затрагиваются вопросы философского идеализма, питающегося из опыта «живой веры». Затем В.А.Фатеев рассказал о философе Николае Страхове, его концепции синтеза науки и религии, дающем более глубокое понимание жизни и веры. Интересным открытием для слушателей стал доклад В.А.Фатеева о поездке Н. Страхова на Афон, где, по словам философа, монахи, созерцающие красоту духовную и красоту природную, пребывают «в океане сияющей красоты». Здесь ярко проявляется особенность афонского византизма: удивительное сочетание ритмов духовной жизни с жизнью Природы.
Далее своими впечатлениями о прочитанных статьях журнала поделился кандидат богословия, доцент СПбДА Александр Васильевич Маркидонов, отметив, что материалы номера посвящены малоизученным, незамеченным и забытым именам. Это было обусловлено желанием ввести читателя в диапазон той русской духовности, которая долгое время оставалась в тени или расценивалась как недостойная внимания.
Участники заседания из числа гостей задали ряд вопросов о специфике восприятия византизма, как в светской, так и в духовно-академической науке. Отвечая на вопросы, А.В. Маркидонов отметил, что настроенную анти-византийски среду Византия раздражала именно своим грандиозным синтезом всего исторически сущего и веры христианской. Иными словами — синтезом христианской духовности и всего объема реальной жизни, своего рода эталоном аристократизма духа и идеалом благородства в личной и в социальной жизни, целостностью христианского мировоззрения.
По окончании докладов гости Византийского кабинета выступили с краткими репликами, после чего завязалась общая дискуссия по заявленным темам, перешедшая в общее чаепитие.
Пресс-служба СПбДА