На пятой седмице Великого поста, когда до Светлого Христова Воскресения остается две с половиной недели, Православная Церковь вспоминает подвиг преподобной Марии Египетской, которая явилась для христиан образцом истинного покаяния. Из бездны порока она взошла путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным Ангелам.
Это богослужение было установлено отцами VI Вселенского Собора. Именно тогда, в 692 году, появилось составленное патриархом Иерусалимским Софронием житие и канон преподобной Марии Египетской. Смысл установленного святыми отцами богослужения в том, чтобы в период Великого поста еще и еще раз вспомнить о своих грехах и необходимости покаяния.
Еще раз вспоминая подвиг преподобной, Церковь повторно прочитывает Великий покаянный канон святого Андрея Критского, который читался в первые четыре дня первой седмицы поста, чтобы вдохнуть в нас новые силы к окончанию поста.
Канон назван Великим не только по причине своего внушительного объема (в него входит 250 тропарей), но и в силу того, что его воздействие на душу молящихся действительно велико. По ходу чтения канона перед нашим взором проходят различные библейские образы, которые призывают нас к покаянию перед Богом. Вся история человеческого грехопадения развёртывается перед нами, и мы понимаем,что духовная история всего мира – это прежде всего история души каждого человека.
Традиционный элемент этой службы — чтение жития преподобной Марии. В академическом храме после кафизмы и 3-й песни канона житие прочитал протодиакон Кирилл Журавлев.
Служение великопостной утрени совершил иеромонах Лука (Пронских) в сослужении диаконов Германа Ранне и Антония Афанасьева. Покаянный канон Андрея Критского прочитал ректор Академии, архиепископ Петергофский Амвросий.
Согласно Уставу, на каждый тропарь канона положено совершать по три «метания» (крестные знамения с небольшим поклонением). Из-за этого в прежние времена можно было услышать: «Идем на поклоны». Канон Андрея Критского известен как покаянный, и его сочетание с чтением жития преподобной Марии является для верующих одним из этапов подготовки к Страстной неделе.
За богослужением пели мужской хор под управлением студента 4 курса бакалавриата Марка Качанкина, смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский хор под управлением Лидии Масловой.
Особенно проникновенно прозвучал кондак покаянного канона «Душе моя» на 1 часе в исполнении мужского хора (автор М. Котогаров).
Справка:
Преподобная Мария Египетская — одна из самых великих святых за всю историю христианства. Не много подвижников удостоены особой чести семидневного поминовения в покаянное время Великого поста перед Пасхой. И среди них только одна женщина — преподобная Мария. Необычна её жизнь, необычен и путь её обращения к Богу, исключителен её духовный подвиг и его плоды. Её житие на Руси было одним из любимых домашних чтений, а во время Великого Поста оно ещё и целиком прочитывалось в Церкви. С чем это связано? Судьба Марии Египетской — один из самых глубоких примеров покаяния и одновременно напоминание о неиссякаемой любви Бога к человеку.
Преподобная Мария жила в середине V и в начале VI столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию.
Случилось это так. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова.
Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут поняла она, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту.
Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком.
Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и соделала сердце свое чистым храмом Духа Святого.
Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз – идущей через реку Иордан, как по суше.
Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию Святых Таин. Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии там в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было приблизительно в 521 году.
Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и оставила такой яркий пример покаяния.
Пресс-служба СПбДА