После окончания утрени за воскресным всенощным бдением в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископ Петергофский Амвросий совершил хиротесию семи студентов 4-го курса бакалавриата.
Неделя святых отцев I Вселенского Собора
В 7-ю Неделю после Пасхи Христовой Церковь вспоминает события I Вселенского Собора и чтит память святых 318 богоносных отцов, принявших участие в этом вселенском торжестве Православной веры. Связано празднуемое ежегодно событие с далеким IV веком, когда святая многострадальная Церковь, еще помня недавние гонения со стороны римских императоров, подверглась новым испытаниям. Стали возникать еретические учения, очерняющие, а порой даже полностью извращающие истинное исповедание. Самой опасной из подобных ересей было учение александрийского пресвитера Ария, который, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов. Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин направил епископа Осию Кордубского и, получив от него удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов – представителей христианских Церквей из разных стран. Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний, были также и великие светильники Церкви – святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, и другие, почитаемые Церковью святые отцы. Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии Патриархом Александрийским, названным Великим, как ревностный борец за чистоту Православия. На заседаниях Собора присутствовал и равноапостольный император Константин. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: «Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией». Арий в кругу поддержавших его 17 епископов держался гордо, но его учение было опровергнуто, и сам он был отлучен Собором от Церкви, а святой диакон Александрийской Церкви Афанасий в своей речи окончательно опроверг богохульные измышления Ария. Отцы Собора отклонили Символ веры, предложенный арианами. И утвердили православный Символ веры, в Котором было сформулировано апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы — Господа Иисуса Христа. Был также единодушно принят предложенный равноапостольным Константином термин «единосущный», которым святые отцы и обозначили это самое непостижимое таинство отношения между Сыном и Отцом в Пресвятой Троице. Ересь Ария, как заблуждение гордого разума, была обличена и отвергнута. После решения главного догматического вопроса Собор установил двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины, а также решил вопрос о дне празднования Святой Пасхи.Первый Вселенский Собор открыл целую эпоху в жизни Церкви, положив начало как бы новой форме Священного Предания – оградительным соборным решениям. Об этом мы слышим и в стихире на Хвалитех за всенощным бдением. «Все собравше душевное художество, и Божественным Духом сразсмотривше, небесный и честный Символ веры, честнии отцы богописанне начерташа: в немже явственнейше Рождшему собезначальнаго Слова научают, и всеистинно единосущнаго, апостольским последующе проявленно учением, благославнии и пребогатии истинно, и богомудрии».
Пресс-служба СПбДА