«Глубокоуважаемый Михаил Борисович, дорогие отцы, братья и сестры! Действительно, грустный день, поскольку сегодня завершается удивительное явление в жизни Санкт-Петербурга и России. В течение нескольких месяцев, жители и гости Северной столицы могли прийти в Эрмитаж, соприкоснуться с уникальным наследием Византии, и увидеть, как античный язык в богословии, живописи, мозаике и музыке был воспринят христианством, воцерковлен, освящён и в новом качестве преподнесен миру. Перед некоторыми из выставленных здесь экспонатов можно остановиться, замереть и просто долго смотреть и созерцать, ничего говоря, даже не произнося молитв: просто молча взирать на образ и в этом молчании беседовать с Богом, или с теми, кто изображен на этих иконах, и это действительно поразительно. Огромная благодарность Михаилу Борисовичу за то, что в рамках нашего договора практически все наши студенты в последние дни смогли посетить выставку византийского искусства и увидеть те шедевры, которые, возможно, каждый из нас видит в первый и в последний раз. Уникальность выставки состоит в том, что она собрана из разных городов Греции, из разных музеев, разных монастырей, и, наверное, не один месяц, может быть даже год, потребовался бы отдельно взятому человеку, чтобы просто поехать в Грецию и со всем тем, что мы здесь можем увидеть за один раз, познакомиться. Я думаю, что нашим студентам, будущим иконописцам, будущим и нынешним священнослужителям было очень важно соприкоснуться с наследием древней Церкви. Ведь через это наследие невидимым образом нам передается дух, и открываются некие тайны. И мы получаем ответы на те вопросы, которые волнуют сегодня современное общество. Я хотел бы, пользуясь возможностью, поблагодарить не только от лица преподавателей, профессоров и студентов Духовной Академии лично вас, Михаил Борисович, Юрий Александрович, а также всех людей, которые приняли самое непосредственное участие в организации, но и от православных жителей Санкт-Петербурга и нашего Отечества. Многие из них, посетив эту выставку, получили некое воодушевление, вдохновение, которого подчас в жизни людям не хватает. К слову сказать, особое внимание сегодня привлекла одна из икон Божией Матери, являющаяся чтимой чудотворной иконой одного из действующих греческих монастырей, перед которой, я думаю, мы после окончания официального закрытия выставки обязательно пропоем песнопение и помолимся. Это действительно уникальная возможность прийти не только посмотреть, но и помолиться перед теми святынями, которые находятся в этих стенах. Я желаю директору Государственного Эрмитажа Михаилу Пиотровскому, его сотрудникам и всем, кто приложил максимум усилий для того, чтобы привезти в Россию эти святыни, и предваряющие их образцы античного искусства, помощи Божией, крепкого здоровья и благословения на дальнейшие труды».В звершение церемонии закрытия Алексей Одинцов вручил Юрию Пятницкому почетный диплом XVIII Кирилло-Мефодиевских чтений в знак общественного признания заслуг в области сохранения духовного наследия Византии. Юрий Александрович много лет сотрудничает с Кирилло-Мефодиевскими чтениями и, по словам Алексея Одинцова, является одним из интеллектуальных вдохновителей реставрационных процессов, которые ведутся, в частности, в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре.Выступление мужского хора Академии торжественно завершило официальную часть мероприятия. В Николаевском зале для всех желающих была продолжена экскурсия и перед чудотворной иконой XIV-XV веков Богоматерь с Младенцем Хозовиотисса или «Мавромата», впервые прибывшей в Санкт-Петербург на выставку из монастыря на острове Аморгос, владыка ректор вместе с хором совершил молитву. Посещение Эрмитажа завершилось совместной фотографией всех участников торжественной церемонии закрытия выставки.Выставка «Византия сквозь века» прошла в Государственном Эрмитаже с 25 июня по 2 октября 2016 года и была организована совместно с министерством культуры и спорта Греции. Представленные в рамках выставки экспонаты охватывают весь период существования византийской культуры – с первых веков до падения Константинополя в 1453 году. Это фрагменты напольных и настенных мозаик, фрагменты фресок, бронзовые литургические сосуды, перегородчатые эмали, уникальная двухметровая шитая шелком плащаница XIII века из Фессалоник, иллюминированные рукописи X-XV веков, живописные иконы XII — середины XV веков, к которым добавлена уникальная мозаичная «Богоматерь Эпискепсис». Пресс-служба СПбДА
Опубликовано 03.10.2016 | | Печать