Накануне Преображения Господня в храме Двенадцати апостолов совершено всенощное бдение

18 августа 2014 года, накануне празднования Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, праздничное  всенощное бдение в академическом храме Двенадцати апостолов совершил ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий.

Высокопреосвященнейшему архиепископу Амвросию сослужили: протоиерей Виталий Грищук, проректор по воспитательной работе академии; иеромонах Геннадий (Поляков), священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Александр Зиновкин; иеромонахи Сергий (Иванов), Афанасий (Букин) и Виталий (Морозов); протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Герман Ранне.

Пел малый состав каникулярного хора под управлением монахини Ксении (Каньшиной). В храме молились студенты бакалавриата и иконописного отделения из числа недавно поступивших и пожелавших остаться в академии до начала учебного года, сотрудники академии, прихожане академического храма.

После чтения первого часа архиепископ Амвросий совершил монашеский постриг преподавателя академии, и.о. заведующего кафедрой Древних и новых языков священника Игоря Магницкого с наречением имени Варфоломей.

Завтра, 19 августа, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, архиепископ Петергофский Амвросий возглавит торжества в честь престольного праздника Спасо-Преображенского собора Петербурга. Начало Божественной литургии — в 10:00.

В храме Двенадцати апостолов начало праздничного богослужения — в 8:30.

Преображение: событие и смысл

Преображение (греч. мεταμόρφωσις, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нем рассказывают три евангелиста: Мф 17:1-13, Мк 9:2-13 и Лк 9:28-36.

Через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

Петр же и его спутники забылись дремой, а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» «Он не знал и сам, чтo говорил, – замечает Лука и продолжает. – И еще он не договорил, как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк 9:28-36).

А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: «Что значит встать из гроба?»» (9:9-10).

Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей… состоится всякое дело» (Второзаконие 19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.

На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.

Пресс-служба СПбПДА

Фотогалерея


Опубликовано 18.08.2014 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter