«Отдавая лучшее в себе»: Ватикан предлагает христианский взгляд на спорт

«Отдавая лучшее в себе»: Ватикан предлагает христианский взгляд на спорт

Новый документ, обнародованный Дикастерией по делам мирян, указывает на четыре проблемы, связанные со спортом: унижение достоинства человеческого тела, допинг, коррупция и безудержное восхищение.

«Отдавать лучшее, что в тебе есть, – это фундаментальная тема в спорте, где атлеты и индивидуально, и коллективно стремятся достичь своей цели в игре», а когда «человек отдаёт лучшее, он испытывает удовлетворение и переживает радость свершения». «То же справедливо и для человеческой жизни в целом, и для проживания её в христианской вере». Этот христианский взгляд на спорт выражен в документе Дикастерии по делам мирян и семьи, опубликованном в пятницу, 1 июня 2018 года, вместе с письмом от Папы Франциска, и названном «Отдавая лучшее в себе». «Церковь, — говорится в нём, — с уважением относится к спорту, потому что она ценит всё, что вносит вклад в полное и гармоничное развитие личности: и тела, и души».

Прослеживая историю Пьера де Кубертена и Олимпийской идеи, заново открытой им в конце XIX века, мы видим, что его замыслом была «глобальная педагогическая программа для образования молодёжи во всём мире». Но для де Кубертена «Олимпизм решительно был религией посюстороннего мира». И «хотя в большинстве случаев, спорт больше не претендует на то, чтобы быть религией или иметь внутреннюю связь с другими человеческими достижениями, такими как искусство, музыка или поэзия, он продолжает подвергаться опасности быть использованным в идеологических целях».

Ватикан отмечает, что «спорт, особенно, спорт высоких достижений, часто эксплуатируется в политических, коммерческих или идеологических целях». Он может быть «использован в идеологических целях, когда игровое поле становится местом поклонения Западу и богатству, и когда за счёт спорта просто укрепляют существующие структуры власти и пропагандируют культурные ценности элиты». В отношении всемирных спортивных событий, таких как Олимпийские Игры, документ отмечает, что «если бы не-западные страны были шире представлены в том, что касается места проведения Игр, происхождения видов спорта и представительства в МОК (Международный олимпийский комитет — прим. пер.), то они эти Игры были бы более успешны в осуществлении своего мандата, становясь действительно всемирными и собирая самое лучшее от каждой страны».

Документ не обходит стороной тот факт, что «современный спорт, особенно спорт профессиональный, служит сторонним целям: прославить нацию, показать превосходство политической системы или же просто заработать деньги». Потребность в средствах для финансирования спортивных событий «превращает спорт в продукт, обещающий удовлетворить интересы различных индивидов, групп или организационных структур. Вот почему сама спортивная система с такой готовностью и лёгкостью идёт на то, чтобы обслуживать идеологические, политические или экономические цели других лиц: ведь в противном случае она не будет способна генерировать ресурсы для своего выживания».

Документ также напоминает о важности исходной основополагающей предпосылки спортивной деятельности: «сотрудничество и согласие по поводу установленных правил». В этом смысле «динамика спорта противоположна динамике войны, когда люди начинают верить, что сотрудничество более невозможно, и когда отсутствует согласие относительно базовых правил.  В спорте соревнующийся участвует в соперничестве, направляемом правилами, а не действует против врага, которого нужно уничтожить». В той атмосфере индивидуализма, который сейчас так распространён, «спорт становится школой командной работы, помогающей нам преодолевать эгоизм».

После объяснения значения слова «жертва» Ватиканский документ объясняет, что, когда спортом занимаются ради «победы любой ценой», «сам спорт оказывается под угрозой». «В том, что касается собственного тела, желание подняться выше любой ценой диктует поведение и имеет серьёзные последствия». В документе подчёркивается, что достоинство и «права человека не могут по чьему-либо произволу быть подчинены другим интересам. Спортсменов нельзя превращать в своего рода товар».

Документ призывает обеспечить в спорте «общие права на жизнь в достоинстве и свободе, особенно для тех, кто беден и слаб, особенно для детей, которые имеют право на защиту своей телесной неприкосновенности». «Случаи жестокого обращения с детьми – физического, сексуального или эмоционального, со стороны тренеров и наставников, являются прямым оскорблением молодых людей, сотворённых по образу и подобию Божьему, а значит, оскорблением Самого Бога. Организации, которые финансируют спортивные программы для молодёжи, в том числе программы элитного уровня, должны с помощью специалистов разработать стратегию, которая может обеспечить безопасность всех детей».

Необходимо также помнить, что «спортивная деятельность не остаётся без последствий для окружающей среды». Её влияние на природную среду «в некоторых случаях является долговременным». Поэтому и спортсмены, и те, кто спонсирует спортивные события, несут дополнительную ответственность за возможно более уважительное и бережное отношение к творению». Более того, «в тех видах спорта, где участвуют животные, нужно уделять особое внимание тому, чтобы с ними обращались нравственно приемлемым образом, а не как с неодушевлёнными объектами».

Затем в документе перечисляются четыре специфические проблемы, связанные с развитием спорта. Первая – это унижение тела: «Хотя спорт может быть средством позитивного переживания своей телесности, он может также порождать те обстоятельства, в которых человеческое тело унижается до состояния объекта, с которым обращаются с чисто материальных позиций». Случается, что родители, тренеры и окружение юных спортсменов стремятся превратить их в автоматы ради того, чтобы гарантировать успех и исполнить свои надежды на медали, рекорды, стипендии, выгодные рекламные контракты и богатство. Отклонения такого рода можно видеть в высоко конкурентном детском спорте».

Вторая проблема – допинг, «затрагивает самое фундаментальное понимание того, что такое спорт. И, к сожалению, сегодня он используется и отдельными спортсменами, и командами, и даже на национальном уровне». Допинг поднимает целую серию трудных нравственных вопросов, потому что он противоречит ценностям здоровья и честной игры». «Чтобы бороться с опасностями физического и механического допинга и поддерживать честную игру в спортивных соревнованиях, недостаточно апеллировать к индивидуальной морали спортсменов. Проблему допинга нельзя приписать только лично спортсменам, независимо от того, насколько можно обвинить конкретного спортсмена в применении допинга. Проблема гораздо шире. Спортивные организации ответственны за то, чтобы создать эффективные правила и базовые организационные условия, которые поддерживают и вознаграждают спортсменов за ответственное отношение к проблеме и уменьшают любые поощрения прибегнуть к допингу. В глобальном мире спорта необходимы эффективные и скоординированные международные усилия. Те, кто сегодня имеет значительное влияние на спорт – СМИ, финансовые и политические авторитеты, также не должны остаться в стороне».

Третья проблема – это коррупция, которая «может разрушить спорт». Она намеренно эксплуатирует присущее как игрокам, так и зрителям чувство соревновательности, намеренно обманывая и дурача и тех, и других. Коррупция не ограничивается отдельными спортивными событиями, она может вмешиваться в политику и стратегию развития спорта, когда решения, касающиеся спорта, принимаются внешними действующими лицами в своих политических и финансовых интересах. Столь же предосудительным является любое взяточничество, связанное со ставками на спорт.

И, наконец, четвёртая проблема, касается фанатов и зрителей. «Во время спортивных соревнований и игровых матчей зрители «болеют» и поддерживают друг друга, как единое целое. Это объединяющее чувство, преодолевающее различия в возрасте, поле, расе и религиозных верованиях, является источником огромной радости и красоты». Однако «есть случаи, когда зрители презирают игроков соперника, их поклонников или судей. Такое поведение может выливаться в насилие: словесное, когда поют оскорбительные песни, полные ненависти, или физическое. Драки, которые происходят между фанатами соперничающих команд, разрушают честную игру, которая должна всегда господствовать во время спортивных событий». И «фанаты могут использовать спортивные события для распространения расизма или экстремистских идеологий». Нам нужна честная игра не только между спортсменами, но и в том, что касается зрителей, поддерживающих команду соперника, любые формы оскорблений и насилия должны быть осуждены, а ответственные за организацию и проведение спортивных мероприятий должны обеспечить достойное и уважительное поведение зрителей по отношению ко всем участникам спортивного события.

Церковь желает сопровождать занятия спортом и рекомендовать его людям, как образовательный опыт: «Не личность существует, чтобы служить спорту, но спорт существует, чтобы служить полному и целостному развитию человеческой личности».  Она напоминает, что «спорт также является способом подвести молодых людей ближе к кардинальным добродетелям стойкости, терпимости, благоразумия и справедливости и помочь им возрастать в них». Спорт «создаёт культуру встречи и мира», «это одна из немногих реалий, способных преодолевать границы между культурами и религиями».

Более того, спорт «может быть прекрасной возможностью стать ближе к людям, которые живут в маргинальных и стеснённых условиях», включая «подростков и молодёжь, которые живут в условиях, способствующих формированию банд и насилию, злоупотреблению наркотиками и торговле людьми». «Христианские общины по всему миру уже вовлечены в инициативы, использующие спорт, тренировки и соревнования как подходящий инструмент вырвать молодёжь из наркомании и насилия».

Хотя существует риск, что спорт может стать поводом для «разделения семьи и нарушения святости воскресенья как дня Господнего, он же может помочь в объединении семьи с другими семьями в праздновании воскресенья, не только в литургии, но и в жизни общины». «Приходской спортивный клуб должен вписываться в преданность вере и должен быть включён в образовательные и душепастырские проекты». Кроме того, приходы могут и должны развивать спортивные занятия не только для молодёжи, но и для своих пожилых членов.

И, наконец, спорт «может быть обстоятельством встречи культур, предоставляя молодым людям возможность личной встречи с той молодёжью, чей жизненный опыт и культура отличаются от их собственной». Играя в одной команде, они учатся самым непосредственным образом обращаться с конфликтами, которые между ними возникают, причём в контексте той деятельности, которая очень много для них значит. Они также получают возможность играть против молодых людей из другой части их собственной общины, страны или мира и таким образом расширять спектр человеческих контактов».

В письме, сопровождающем документ и написанном Папой кардиналу Кевину Фаррелу, префекту Дикастерии по делам мирян, семьи и жизни, Франциск напоминает, что спорт «также является двигателем формации» и «средством миссии и освящения».

Андреа Торньелли

Рускатолик.рф  

Опубликовано 14.06.2018 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter