В нынешний день в Духовных школах обычно проходила общая исповедь и студенты, и преподаватели получали разрешение от своих грехов, каялись в своей неправоте, в своем отступлении от Господа. Так было и когда учились представители старшего поколения, и когда я сам учился.
Но сейчас есть одна особенность. Тогда, наверное еще по инерции, сохранялась некая неправильная дореволюционная традиция, перешедшая в советский период, когда почему-то считалось, что причащаться часто нельзя, причащались в основном только в посты. Тогда не было регулярной евхаристической жизни, а значит у большинства христиан не было постоянного общения со Христом, с Которым мы соединяемся теснейшим образом в Таинстве Святой Евхаристии.
Сегодня времена изменились. И Церковь наша пытается приблизиться к тому устроению, что было во времена апостольские. Образчик евхаристической жизни, в чем-то похожей на первохристианскую, сохранили те Поместные Церкви, которые не претерпели гонений или чрезмерного вмешательства светской власти в церковную жизнь, что наблюдалось на протяжении практически всей истории нашей Русской Церкви, а особенно в последние два столетия перед тем, как она вступила на путь исповедничества и мученичества. И это наложило негативный отпечаток и на евхаристическую жизнь мирян и монахов.
Священнослужители, которые сами служили и причащались по воскресным и праздничным дням, или даже ежедневно в течение седмицы, почему-то считали, что миряне – это люди другого сорта, не такие как те, которые стоят у престола, и что они не имеют права причащаться часто. Это неправильно. Все зависит не от того, чаще или реже, а от того, насколько сердце человека призывает его, насколько человек любит Бога. Ведь есть такие люди, которые просто не могут не подходить к Святой Чаше, так как они опытно знают, что именно там — Источник Жизни и потому приникают к этому Источнику, и ожидают уже следующего дня встречи с Господом. Благодарение Богу, что среди тех, кто здесь учит и учится, есть такие люди, которые понимают это, поэтому сегодняшний день – день великопостной исповеди, как бы несколько теряет принятое ранее или ныне — у большинства мирян, наполнение, ведь многие из нас исповедовались и причащались в среду и пятницу первой седмицы. Однако же этот день дает возможность тем, кто не ведет регулярную евхаристическую жизнь, коснеет в своей лености и бесчувственности, и не понимает, зачем ему часто причащаться. Сегодня есть возможность разрешить себя от уз греха и соединиться в предстоящие дни со Христом.
Мы должны помнить, что никто из нас ни в чем не отличается перед Богом. Каждый из нас занимает в Церкви свое место: архиерей, священник, диакон, монах, чтец, мирянин, – каждый совершает свое предстояние, свое служение. Но это вовсе не значит, что оно приближает или отдаляет от Бога, потому что приближает к Нему прежде всего чистая жизнь по заповедям и любовь, а отдаляет грех, который разделяет нас с Источником бессмертия. Подчас не имеет никакого значения, какой иерархический сан имеет человек. Может он и причащается и служит ежедневно, но, будучи человеком гордым, надменным, осуждающим других, вовсе не приближается к Богу, а, напротив, отдаляется от Него. И поэтому все мы – и священнослужители, и монахи нуждаемся в том, чтобы разрешиться от бремени греха. Особенно об этом должны помнить священнослужители, потому что, если миряне чаще всего прибегают к Таинству исповеди перед причащением, то священники почему-то считают, что они и так достойны приступить к Святым Христовым Тайнам. Но есть хороший пример в Троице-Сергиевой Лавре и в некоторых московских и иных храмах, где священник у своего собрата получает разрешение грехов перед каждой Литургией. Мы не должны забывать о том, что все равны перед Богом, какие бы саны и ризы мы не носили, какие бы «ис полла» нам не пели – мы все перед Богом одинаковы и нуждаемся в Его прощении. Нынешний день нам напоминает об этой необходимости.
Я всем желаю приступить к Таинству исповеди без сомнений и перед совестью своей, перед судом Божиим, ничего не боясь, назвать все то, в чем мы согрешили пред Творцом, получить разрешение и с очищенным сердцем, со спокойной душой, с радостью и в мире приступить к Таинству Тела и Крови Христовых.
Опубликовано 03.03.2017 | | Печать