Предзнаменование благоволения Божия и проповедь спасения человечества вспоминает Святая Церковь в сегодняшнем торжестве. Войдя в храм Господень, во Святая Святых, исполненная благодати Святого Духа Пречистая Дева вступила на путь высочайшего служения Промыслу Вседержителя, чтобы стать Одушевленным Храмом, через который Царь Славы сойдет на землю, протягивая спасительную Десницу падшему человечеству.
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Сегодня в Божий храм пришла Дева Мария, и люди узнали, что скоро явится милость Божия, скоро Бог спасет людей. Мы будем так хвалить Богородицу, радуйся, Ты даешь нам милость Божию.
(Тропарь праздника, перевод с греч. иеромонаха Амвросия (Тимрота))
В основе праздника лежит одно из событий из детства Пресвятой Девы, повествование о которых заимствованно из древнехристианских апокрифических памятников, таких как греческое Протоевангелие Иакова II века и латинское Евангелие Псевдо-Матфея IX столетия. По достижении дочерью трехлетнего возраста, родители Девы Марии, Иоаким и Анна, хотели выполнить данное ими обещание и посвятить своего единственного ребенка Богу. Они направились в Иерусалимский храм, у входа в который их ожидали юные девы с зажженными светильниками. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, без труда поднялась по крутым ступеням храма, где Ее встретил и благословил первосвященник Захария. По особому откровению Она, как «одушевленный кивот Божий» (1 Пар. 15), была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник и то однажды в год. «Значение в деле воспитания и предуготовления будущей Богоматери имел Ее доступ в этот алтарь ветхозаветного храма, в это место таинственного присутствия святейшего и грозного Иеговы, это понятно и без объяснения. Нужно войти в душу и понять образ мыслей древнего благочестивого еврея, чтобы понять и то, чем было в его глазах Святое Святых. Скрытое за тяжелою открывающеюся лишь раз в году завесою, страхом мгновенной смерти, охраняемое не только от входа в него, но и от нескромного взгляда внутрь его, погруженное в потрясающий таинственный и священный мрак, – оно для еврея поистине немногим отличалось от самого неба; быть там значило то же, что видеть Бога и говорить с Ним, всем существом почувствовать действительное присутствие, действительную близость Бога», – писал о празднике Введения во Храм Пресвятой Богородицы известный литургист М.Н. Скабалланович.Введение во храм явилось поистине предзнаменованием благоволения Божия и проповедью спасения человечества, ознаменовав вступление Девы Марии на путь высочайшего, непостижимого ни для кого нравственного совершенства, возрастания в благодати, пройдя который, Она стала Богоматерью, родив Христа Спасителя, избавившего нас от греха и смерти. Ни камень, ни драгоценные сосуды, ни сокровища храма, но живое человеческое сердце маленькой Марии, открытое и не очерненное пороком, стало действительным жилищем Славы Божией, уготовившей Пресвятую Деву к принятию Невместимого. Вхождением во Святая Святых Пресвятая Дева возвестила, что в Ее лице человечество обрело недоступную доселе близость к Богу. Спасение близко, ибо воздвигнут одушевленный Храм, через который Царь Славы сойдет на землю, протягивая падшему созданию спасительную Десницу.
Пресс-служба СПбДА