«Крест – хранитель всея вселенныя». В Духовной академии молитвенно отметили происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня и начало Успенского поста

«Крест – хранитель всея вселенныя». В Духовной академии молитвенно отметили происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня и начало Успенского поста

«Крест Божественный повсюду ясно предсияет. Он возвел из ада человеческий род и ныне проявляет Воскресение Спасителя», – такими словами мы встречаем один из многих дней церковного календаря, который посвящен памяти орудия нашего спасения – Святого Креста.

13 августа 2015 года всенощное бдение накануне праздника возглавил проректор по воспитательной работе иеромонах Марк (Святогоров) в сослужении духовенства академического храма.

«Крест – хранитель всея вселенныя». В Духовной академии молитвенно отметили происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня и начало Успенского поста

В алтаре храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова молился ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий.

14 августа 2015 года, в день изнесения Честных Древ архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили: проректор по воспитательной работе иеромонах Марк (Святогоров), иеромонах Геннадий (Поляков), священник Андрей Парафенюк, иеромонах Варфоломей (Магницкий), священник Александр Кузнецов, иеромонах Афанасий (Букин), священник Андрей Дорошенко; протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Герман Ранне; иеродиаконы Никодим (Хмыров), Алексий (Дурнев) и Лука (Пронских).

После сугубой ектении владыка ректор вознес молитву о мире в Украине.

В завершении богослужения был отслужен традиционный для этого дня водосвятный молебен с освящением меда.

«Крест – хранитель всея вселенныя». В Духовной академии молитвенно отметили происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня и начало Успенского поста

По окончании Божественной литургии владыка ректор обратился к молящимся со словами проповеди:

Хочу поздравить всех вас с праздником Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, с днем памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев и с наступлением Успенского поста, непродолжительного по времени, но строгого по своему содержанию. Поста, который призывает нас явить меру своей любви Божией Матери. Той, Которая стала единственным сосудом, вместившим воплотившегося на земле Бога, Которая от нас ожидает любви к Своему Небесному Сыну.

Сегодня мы начали пост с перенесения Честного Древа Креста Господня. Святой Крест сопровождает нас в начале нашего вхождения в Церковь, когда мы принимаем святое Крещение. Святой Крест, даст Бог, будет водружен над тем местом, где мы смешаемся с земным составом в ожидании Второго Славного Пришествия и в ожидании всеобщего Воскресения. Святой Крест всегда ассоциируется с чем-то трагическим, со страданием, с испытаниями. Однако, Крестом приходит радость в этот мир. Ведь Крест есть сладость для тех, кто Его принимает всей душой, кто не пытается Его сбросить со своих плеч. Символом этой сладости, которая в свое время в Ветхом Завете претворила горькие воды Мерры в воду сладкую, является ныне освящаемый мед. Мы освящаем его в воспоминание о том, что и путь поста, и путь несения своего креста есть одновременно и радость, и счастье, которые сопровождают нашу жизнь и направляют ее к вечному свету.

Я желаю всем искреннего и честного прохождения поприща Успенского поста. Проходите его в любви к Божией Матери, радостно встретьте тот праздник, к которому мы готовимся  – праздник Успения пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Праздник, который особенно в монашествующей среде является второй Пасхой. Который отражает здесь на земле реальность неба. Который говорит нам о призвании человека и о смысле его бытия на земле.

«Крест – хранитель всея вселенныя». В Духовной академии молитвенно отметили происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня и начало Успенского поста

Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда. С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Пресс-служба СПбПДА

Фотогалерея


Опубликовано 14.08.2015 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter