Главная > Актуально > Память апостола Иакова отметили в Академии Литургией по древнему чину (+Видео)
Память апостола Иакова отметили в Академии Литургией по древнему чину (+Видео)
Литургия апостола Иакова – одно из древнейших известных нам чинопоследований подобного богослужения. Ее происхождение восходит к времени жизни очевидцев воплощения Слова Божия. Этот период человеческой истории также ознаменован лютыми гонениями на всякого, кто считал Иисуса Христа своим Господом. Все эти черты заметно отражаются в самом чинопоследовании. Возможно, в этом причина того, что после долгого забвения, в России Литургия апостола Иакова возрождается именно XX веке, в период страшных гонений на христиан. Эту мысль за всенощным бдением накануне воскресного дня озвучил архиепископ Амвросий:
«Когда в 60-70-е годы здесь, в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова вдруг появилось новое чинопоследование Литургии, оно очень органично вписалось в богослужебную жизнь Ленинградской епархии и Духовной Академии. Именно в те тяжелые годы, когда православная вера была запрещена, а люди, которые ее исповедовали, подвергались гонениям и притеснениям, презирались в обществе, в нашем храме совершалась молитва о гонимых братьях и сестрах. Эта молитва укрепляла их, помогала и утверждала их в исповедании своей веры.
За этим богослужением мы, наверное, в какой-то степени, сможем понять дух первой христианской общины Иерусалима. Хотя мы и находимся в другой обстановке, мы сможем, в какой-то степени, понять ту атмосферу, в которой молились первые христиане. В особенности же мы сможем сердцем почувствовать пламенную молитву о гонимых христианах, которых по-прежнему много в нашем мире. Мы живем в то время, когда христианство является самой гонимой религией – это и Ближний Восток, и Украина, и многие другие страны, где христианство либо запрещено, либо верующие до смерти, до изуверства притесняются иноверцами, носителями фундаменталистских взглядов».
В воскресенье, 5 ноября, ректор Духовной Академии архиепископ Амвросий совершил в храме апостола Иоанна Богослова Литургию по чину апостола Иакова. Особенностью древнего чина является то, что все молитвы читаются предстоятелем и священниками во всеуслышание, так, чтобы каждый как можно полнее прикоснулся и пережил всем сердцем это богослужение, которое по содержанию является воплем верных к своему Господу. Это вопль людей, которые не знают, сколько им еще осталось жить на земле и каков будет их конец. Вся их надежда и все упование возложены только на Спасителя: «…не отними от нас помощь Твою, и не наведи на нас наказания, превышего наши силы …», – молится предстоятель перед пением Трисвятого.
Один из самых трогательных моментов службы – входная песнь Литургии: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет…». Слова молитвы призывают верных как можно полнее отрешиться от всего земного и устремиться в горняя. Все творение замирает при этих словах в ожидании грядущего на голгофу «Царя царствующих и Господа господствующих». В эти мгновения время перестает идти, и человек сердцем прикасается вечности.
В самый величественный момент Литургии – во время Преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы – хоры и народ не смеют никак иначе обратиться к Господу, кроме как со словами благоразумного разбойника: «Помяни нас, Господи».
Каждая фраза, каждое действие этой Литургии носит на себе отпечаток совсем недавних событий жизни Христа. Их очевидцы еще живы и с особым трепетом и любовью стремятся как можно чаще совершать Благодарение в воспоминание Господа Иисуса Христа и для единения с Ним.
Литургия апостола Иакова на очень долгое время вышла из богослужебной практики, особенно в Русской Православной Церкви. Ее изучали в духовных образовательных учреждениях, но никто не совершал Таинство Евхаристии по этому чину.
Архиепископ Амвросий:
«Сегодня Литургия апостола Иакова совершается по всей Вселенской Православной Церкви, как и другие древние чины. Господь нам дает все возможности вновь воскресить в памяти Церкви и в сердечной молитве те богослужения, которые были положены в основу исповедания, моления и евхаристической жизни в самые первые века христианства. И сегодня они оживают в нашей жизни не только в качестве древних памятников, мы не только переводим их рукописи, но, что самое главное, – они оживают в евхаристической жизни современного человека. Это великий дар Божий, к которому мы имеем возможность прибегать».
Справка:
5 ноября 2017 года за Божественной литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова архиепископу Амвросию сослужили: проректор по воспитательной работе иеромонах Марк (Святогоров), иеромонах Геннадий (Поляков), клирик Песоченской епархии иеромонах Андрей (Синицин), священник Андрей Парафенюк, секретарь Ученого совета Академии иеромонах Никодим (Хмыров), священник Глеб Санюк, иеромонахи Афанасий (Букин), Феодосий (Желновачев), Лука (Пронских), Онуфрий (Сонькин); протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Антоний Копаев, иеродиакон Агафангел (Кочетков), диаконы Симеон Колонтаев и Илья Арзейкин.
Во время богослужения пели три хора Академии: мужской – под управлением чтеца Марка Качанкина, смешанный – под управлением монахини Ксении (Каньшиной), и женский – под управлением Лидии Масловой.
Пресс-служба СПбДА
В Воскресении же Христовом явлена в полноте любовь Божия, ибо преодо-
лена, наконец, смерть — последний рубеж, отчуждавший чело-
века от истинного Источника жизни. И хотя физическая смерть существует и убивает человеческие тела, она более не способна убивать наши души, то есть лишать нас жизни вечной в общении с Творцом. Смерть повержена — ее жало вырвано (1 Кор. 15:55). Пленил плен Господь (Еф. 4:8) и низложил ад. У Бога не остается бессильным никакое слово (Лк. 1:37) — воистину Он воскрес, как сказал (Мф. 28:6)!
Разделяя со всеми вами радость настоящего тор-
жества, дорогие выпускники, призываю Божие благословение на ваши последующие труды. Непростые времена требуют от вас непростых решений. Церковь — это Божественная обитель, где больные стараются выздороветь, и Всемогущий Врач утешает всех Своим присутствием. Какие бы общественные и личные болезни не охватили вас и паству, направьте свое доверие Богу. И Он даст вам надлежащую помощь.
Воистину Воскресе!
Рекомендательное письмо (или характеристика) на абитуриента, поступающего в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, оформляется на официальном бланке, заверяется подписью приходского священника (духовника) и печатью храма.
Структура и содержание документа следующее:
В рекомендательном письме должен быть освещен следующий стандартный набор вопросов:
Дата и место рождения.
Где (храм, епархия) и когда принял таинство Крещения.
ФИО, место работы и профессия родителей.
Отметить наличие полного среднего образования, среднего профессионального или высшего образования. (название учебного заведения (светского и духовного), дата окончания). Указать данные о работе (организация, профессия, период) (если имеются).
Указать подробные сведения о прохождении церковного послушания (храм, епархия, в качестве кого нёс послушание, какой период) до поступления в Духовную школу.
Соблюдение церковных постов и регулярность причащения Святых Христовых Тайн.
Мотивационное отношение и искренность намерения абитуриента в будущем нести послушание на благо Русской Православной Церкви?
Описание характера абитуриента, его основные достоинства и качества.
Каков интеллектуальный потенциал и способности абитуриента.
Подходы абитуриента к учёбе (мотивация, логика, ответственность).
Данные об индивидуальных достижениях.
Заключение приходского священника (духовника) о выдаче абитуриенту рекомендательного письма для поступления в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
Объём рекомендательного письма может составлять одну страницу А4, 11-ым или 12-ым шрифтом.
В самом низу размещается информация о приходском священнике (духовнике) (ФИО, сан, подпись). Рекомендательное письмо обязательно заверяется печатью храма.
С уважением,
Приемная комиссия Духовной Академии
14.05.2018
Полис ДМС (добровольного медицинского страхования) Вы приобретете в г. Санкт-Петербурге в случае Вашего поступления на обучение в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
Сроки приема документов для поступления на обучение по образовательным программам бакалавриата богословско-пастырского факультета Санкт-Петербургской Духовной Академии в 2018 году установлены с 20 июня по 7 июля. Вам необходимо, прежде всего, в установленные Правилами приема сроки (т.е. до 7 июля) представить в Приемную комиссию все необходимые документы до начала вступительных испытаний, чтобы Вас зарегистрировать.
Для абитуриентов, проживающим в регионах или по какой-либо причине не имеющим возможности лично приехать в Академию для подачи документов в установленные сроки, существуют следующие способы подачи документов:
Документы могут быть направлены в Академию через операторов почтовой связи общего пользования (по адресу: 191167, РФ, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного Канала, д. 17, Приемная комиссия).
Есть возможность направить документы в электронной форме (в отсканированном виде с необходимыми подписями) на электронный адрес Приемной комиссии СПбДА: priem_spbda@bk.ru.
Если Вы планируете направлять документы в электронной форме (до 7 июля), то по прибытии в расположение Духовной Академии на вступительные экзамены Вам необходимо предоставить в Приемную комиссию оригиналы всех присланных ранее документов.
Да, заезд абитуриентов в расположение Санкт-Петербургской Духовной Академии осуществляется накануне за день до начала вступительных испытаний. В период вступительных экзаменов для всех абитуриентов предоставляется бесплатное проживание и питание в стенах Духовной Академии.
С уважением,
Приемная комиссия Духовной Академии
14.05.2018