В воскресенье, 5 ноября, ректор Духовной Академии архиепископ Амвросий совершил в храме апостола Иоанна Богослова Литургию по чину апостола Иакова. Особенностью древнего чина является то, что все молитвы читаются предстоятелем и священниками во всеуслышание, так, чтобы каждый как можно полнее прикоснулся и пережил всем сердцем это богослужение, которое по содержанию является воплем верных к своему Господу. Это вопль людей, которые не знают, сколько им еще осталось жить на земле и каков будет их конец. Вся их надежда и все упование возложены только на Спасителя: «…не отними от нас помощь Твою, и не наведи на нас наказания, превышего наши силы …», – молится предстоятель перед пением Трисвятого. Один из самых трогательных моментов службы – входная песнь Литургии: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет…». Слова молитвы призывают верных как можно полнее отрешиться от всего земного и устремиться в горняя. Все творение замирает при этих словах в ожидании грядущего на голгофу «Царя царствующих и Господа господствующих». В эти мгновения время перестает идти, и человек сердцем прикасается вечности. В самый величественный момент Литургии – во время Преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы – хоры и народ не смеют никак иначе обратиться к Господу, кроме как со словами благоразумного разбойника: «Помяни нас, Господи». Каждая фраза, каждое действие этой Литургии носит на себе отпечаток совсем недавних событий жизни Христа. Их очевидцы еще живы и с особым трепетом и любовью стремятся как можно чаще совершать Благодарение в воспоминание Господа Иисуса Христа и для единения с Ним. Литургия апостола Иакова на очень долгое время вышла из богослужебной практики, особенно в Русской Православной Церкви. Ее изучали в духовных образовательных учреждениях, но никто не совершал Таинство Евхаристии по этому чину. Архиепископ Амвросий:«Когда в 60-70-е годы здесь, в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова вдруг появилось новое чинопоследование Литургии, оно очень органично вписалось в богослужебную жизнь Ленинградской епархии и Духовной Академии. Именно в те тяжелые годы, когда православная вера была запрещена, а люди, которые ее исповедовали, подвергались гонениям и притеснениям, презирались в обществе, в нашем храме совершалась молитва о гонимых братьях и сестрах. Эта молитва укрепляла их, помогала и утверждала их в исповедании своей веры.
За этим богослужением мы, наверное, в какой-то степени, сможем понять дух первой христианской общины Иерусалима. Хотя мы и находимся в другой обстановке, мы сможем, в какой-то степени, понять ту атмосферу, в которой молились первые христиане. В особенности же мы сможем сердцем почувствовать пламенную молитву о гонимых христианах, которых по-прежнему много в нашем мире. Мы живем в то время, когда христианство является самой гонимой религией – это и Ближний Восток, и Украина, и многие другие страны, где христианство либо запрещено, либо верующие до смерти, до изуверства притесняются иноверцами, носителями фундаменталистских взглядов».
Справка: 5 ноября 2017 года за Божественной литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова архиепископу Амвросию сослужили: проректор по воспитательной работе иеромонах Марк (Святогоров), иеромонах Геннадий (Поляков), клирик Песоченской епархии иеромонах Андрей (Синицин), священник Андрей Парафенюк, секретарь Ученого совета Академии иеромонах Никодим (Хмыров), священник Глеб Санюк, иеромонахи Афанасий (Букин), Феодосий (Желновачев), Лука (Пронских), Онуфрий (Сонькин); протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Антоний Копаев, иеродиакон Агафангел (Кочетков), диаконы Симеон Колонтаев и Илья Арзейкин. Во время богослужения пели три хора Академии: мужской – под управлением чтеца Марка Качанкина, смешанный – под управлением монахини Ксении (Каньшиной), и женский – под управлением Лидии Масловой. Пресс-служба СПбДА«Сегодня Литургия апостола Иакова совершается по всей Вселенской Православной Церкви, как и другие древние чины. Господь нам дает все возможности вновь воскресить в памяти Церкви и в сердечной молитве те богослужения, которые были положены в основу исповедания, моления и евхаристической жизни в самые первые века христианства. И сегодня они оживают в нашей жизни не только в качестве древних памятников, мы не только переводим их рукописи, но, что самое главное, – они оживают в евхаристической жизни современного человека. Это великий дар Божий, к которому мы имеем возможность прибегать».