Как узнать настоящего петербуржца? Обычно полушутливо предлагают узнать, какой из терминов человек использует: поребрик или бордюр, булка или батон, — и тому подобные языковые тонкости. Но эти распространенные критерии пусты. Настоящий петербуржец отличает не булку от батона — его голова склоняется, когда он проходит мимо незаметной настенной надписи белыми буквами на голубом фоне: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».
Блокада. Вот подлинный критерий петербуржца. Кто в школе слышал рассказы старых бабушек о клейстере и опилках, замешанных в тесто, тот теперь ценит вкус хлеба. Пример людей, сжигавших в буржуйках паркет, но не тронувших парковых деревьев и библиотечных книг — вот что для петербуржца эталон внутренней человеческой культуры.
Наш город многократно выразил свою признательность тем достойнейшим людям, поставив мемориалы, памятники и музеи. Кто не останавливается в ступоре непонимания, смотря на витрину с дневной нормой хлеба? Чье сердце не подстраивалось своим биением под мерный стук ленинградского метронома? Кто не боялся оказаться в том Ленинграде, когда читал с бетонных плит слова дневника Тани Савичевой? Это мощные напоминания. Но в Петербурге есть только одно место, где связь с теми ленинградцами жива, потому что она не через бетон или музейный экспонат — она через Христа. Это место — церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, которая построена как живой памятник тем людям и тем годам. Именно ее в народе называют «блокадным храмом».
С сегодняшнего дня этот храм станет хранить память и о той братской помощи, которую в блокаду оказала Ленинграду Пермь, приняв у себя 379 000 эвакуированных ленинградцев, целые промышленные производства, образовательные учреждения, музеи и театры. 22 января митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий освятил для Санкт-Петербурга икону святителя Стефана Великопермского — святого покровителя северных регионов европейской части России. Перед его образом в храмах Перми молились эвакуированные ленинградцы и просили спасти от смерти их родных, спасти от гибели всю страну. С крестным ходом икона отправилась поездом в Санкт-Петербург. Пермяки прибыли со святыней в Блокадный храм как раз к началу евхаристического канона и приложили свою молитву к евхаристической молитве собравшихся в храме петербуржцев.
Богослужение в церкви Успения Пресвятой Богородицы совершал ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископ Петергофский Амвросий, которому сослужили настоятель храма и секретарь Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Куксевич; настоятель Смольного Воскресенского собора протоиерей Петр Мухин; председатель епархиального Отдела по делам молодежи протоиерей Константин Головатский и клирик храма протоиерей Андрей Панков. Диаконский чин возглавил протодиакон Андрей Левин, а пел хор храма под управлением Натальи Ярошенко.
Финалом богослужения, заснять который собрались ведущие городские и федеральные телеканалы, стал молебен перед иконой святителя Стефана. Петербуржцы и пермяки вместе благодарили святого за его заступничество перед Богом и ходатайство о Русской земле.
В конце архиепископ Амвросий обратился к собравшимся с архипастырским словом:
«Сегодня в Успенском храме мы совершили Божественную литургию, за которой, как всегда, вспоминали «крест, гроб, тридневное воскресение, на Небеса восхождение и одесную сидение» Великого Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В благодарении мы припадали к Нему, возсылая слова признательности за все те благодеяния, которые Он совершил и по отношению к человеческому роду, и по отношению к нашему Отечеству, и по отношению к каждому из нас.
История нашего народа изобилует многими примерами божественной помощи, примерами вмешательства благодати в её ход. И сегодняшний день является для нас особым: 22 января 1944 года, за несколько дней до годовщины дня снятия блокады Ленинграда, в городе Перми, в Неделю по Богоявлении митрополитом Пермским и Кунгурским Мефодием была освящена икона святителя Стефана епископа Великопермского. Сегодня крестным ходом этот святой образ был доставлен в Успенский «Блокадный» храм города Санкт-Петербурга. Кажется, что общего между Пермской землей и Петербургом, между святым благоверным князем Александром Невским, праведным Иоанном Кронштадтским, блаженной Ксенией Петербургской и святителем Стефаном Великопермским? Однако же именно день снятия блокады проливает свет на смысл всего того, что происходит сегодня в этом святом храме.
В дни блокады, когда над городом сгустились страшные тучи, когда ему, в самом прямом смысле, грозило полное уничтожение и разорение, именно Пермская земля приняла порядка 379 тысяч жителей Ленинграда. А вместе с людьми были перевезены и таким образом сохранены важные предприятия, образовательные учреждения, театры, музеи вместе с их драгоценными фондами. Пермский край буквально спас от возможного разорения и поругания все то, что является интеллектуальным и культурным достоянием Северной столицы.
У каждого народа, у каждой земли есть свой небесный покровитель. И такими покровителями в Санкт-Петербурге являются благоверный князь Александр Невский, блаженная Ксения Петербургская, праведный Иоанн Кронштадтский. А вот на Пермской земле, земле коми-зырян, в Архангельской, Вятской губернии, и в иных северных пределах особым небесным покровителем, заступником и сыном этой земли является святой Стефан епископ Пермский. Его можно уподобить по значению для этого края святому равноапостольному князю Владимиру, который просветил Русскую землю евангельским светом. И святой Стефан был не просто священнослужителем. Он был образованнейшим человеком своего времени. И все те таланты и дары, которые он приобрел, конечно же, прежде всего от Творца и своих родителей, но также и благодаря своему собственному труду, молитве и упованию на Бога, он сумел передать многим людям, находившемся в то время на достаточно простом, можно даже сказать примитивном уровне своего бытия.
Люди тогда общались какими-то знаками, чаще всего охотничьими, которые указывали на те или иные тропы. И он дал пермскому народу возможность стать более грамотными людьми. Он создал для них азбуку, состоящую из двадцати четырех букв. Он открыл им литературное достояние человечества, в том числе и Священное Писание, богослужебные книги. Он вдохнул подлинную жизнь в бытие людей, живущих на Пермской земле. И они с тех пор на протяжении многих веков отвечают ему благодарностью, сохраняя о нем память, почитая, молясь и веруя в его заступничество, не престающее и по сей день. Благодарные люди распространяют свидетельства о помощи и заступлении, которые святой Стефан оказывает и поныне всем обращающимся к нему.
И вот тогда, в 1944 году, этот небесный покровитель Пермской земли, духовно принял жителей блокадного Ленинграда в свои объятия. Они молились в храмах того региона в то время, когда находились далеко от своего дома. Наверное нам трудно сегодня понять, что значит покинуть свою Родину и оказаться на чужбине без всякой надежды вернуться когда-либо обратно. Но Пермский край не стал чужим для блокадников, потому что люди, просвещенные верой, смогли стать братьями и сестрами, а Пермскую землю сделать гостеприимным и любвеобильным домом; пристанищем для всех тех, кто жил в городе на Неве прежде нас, и устремился туда, для того чтобы не только спасти свои жизни и жизни своих близких, но и чтобы послужить на благо нашего Отечества и для его победы. И вот теперь, после нескольких десятилетий Петербургская земля принимает святителя, который на высочайший уровень культуры возвел свой любимый и родной народ и который помог сохранить культуру Петербурга в годы Великой Отечественной войны. Сохранить для нашего города, для всего нашего Отечества и для всего мира, ценящего и любящего русскую культуру.
И сегодня мы с благодарностью принимаем икону святителя Стефана епископа Великопермского – этот святой образ, освящённый митрополитом Мефодием, и которым преподается благословение уже потомкам тех людей, которые во время блокады трудились и молились на Пермской земле. Конечно, сегодня нам уже некого благодарить из тех людей, которые жили в то время, ведь мало кто из них остался в живых. Но мы имеем возможность благодарить их через нашу молитву, обращенную к Богу, и к тем святым, которые являются участниками человеческой истории.
Мы сегодня молились о всех тех, кто закончил свою жизнь здесь, в блокадном Ленинграде; о всех, скончавшихся от голода, ран и холода, и о всех тех, кто закончил свою жизнь в те военные годы на Пермской земле. И мы верим, что эта молитва передается от сердца к сердцу, преодолевая все преграды видимого мира. Потому что любовь стирает все препятствия и превосходит все земные реалии, она простирается к тому невидимому миру, в котором прибывают души усопших людей.
Я сердечно хотел бы поблагодарить инициаторов принесения иконы святого Стефана Великопермского. В житии преподобного Сергия Радонежского, великого игумена земли Русской повествуется о том, как однажды он, общаясь с братией, вдруг встал, прервал беседу, обернулся в другую сторону и сделал поклон. И тогда братия спросили его: «Почему ты, авва, вдруг перестал с нами общаться, отвернулся от нас и поклонился неизвестно кому?». Преподобный ответил: «В это время в десяти верстах от обители проезжает святой Стефан – собрат мой и сомолитвенник, который поприветствовал меня. Сейчас и я ответил ему на его приветствие». Такие люди как преподобный Сергий и святой Стефан, были особыми людьми. Они обладали божественным даром и могли общаться на расстоянии, чувствуя друг друга, видя друг друга тем неземным оком, которое дается лишь чистым сердцам. И с тех пор в центре русского Православия – в обители преподобного Сергия, – имя святого Стефана и воспоминание об этом событии произносится на каждой монашеской трапезе. «Молитвами преподобного и Богоносного отца нашего Сергия и святителя Стефана епископа Великопермского, Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас» – восклицают всякий раз братия, когда заканчивают монашескую трапезу.
Отныне и здесь, в этих благословенных стенах храма Успения Пресвятой Богородицы, в память о страшных годах, и в память о всех погибших жителях блокадного Ленинграда, будет также поминаться имя святителя Стефана епископа Великопермского, который вместе со своим народом принял в те, тяжелые и трагические годы истории нашего Отечества людей из осажденного города. И его же молитвами Господи Иисусе Христе Боже наш и помилуй и живущих ныне нас».
Также о прошедшем мероприятии высказались представители Санкт-Петербурга и Перми.
«Мы присутствуем при неординарном событии, которое показывает величие нашего народа. Как бы далеко мы ни находились друг от друга, мы умеем сочувствовать и сопереживать. И сегодняшнее действие — тому подтверждение. Этим мы доказываем самим себе, что, отойдя от обыденной суеты, мы все вместе представляем великий народ, который населяет Богом хранимую землю»,
— прокомментировал событие глава Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга Е. Н. Разумишкин.
«Нет в Пермском крае семьи, которая бы не приняла эвакуированных ленинградцев. Не осталось ни одного рабочего, который бы не трудился на эвакуированных заводах. И все это происходило на фоне действующих храмов, где люди молились о своих родных, о своей семье, о своей Родине. И сегодня мы проводим это мероприятие по инициативе жителей блокадного Ленинграда, жителей Санкт-Петербурга и Перми. И от простых людей, которые молились в те годы и которых мне довелось еще повстречать — некоторые из них провожали икону в дар Петербургу – я бы хотел передать низкий поклон городу Ленинграду и Русской Православной Церкви»,
— подытожил председатель Пермского землячества в Санкт-Петербурге Г.Г. Меньшиков.
Дар Перми Петербургу — икона стятителя Стефана Великопермского — теперь будет находиться в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте. А день принесения святыни и день памяти святого, который приходится на 9 мая, станут, по словам настоятеля протоиерея Сергия Куксевича, особо чтимыми храмовыми праздниками.
Пресс-служба СПбДА