«Дорогие отцы, братья и сестры, Христос Воскресе! Прежде всего, мне хотелось бы поздравить всех вас с праздником светлого Христова Воскресения! Мы продолжаем молитвенно торжествовать его на протяжении не только пасхальной ночи, но и последующих дней Светлой седмицы, не только до отдания Пасхи, но и на протяжении всего календарного года – вплоть до следующей светоносной ночи Воскресения Христова, когда вновь в нашем сердце произойдет обновление этого удивительного торжества веры, торжества нашей жизни.
Сегодняшнее воскресение именуется Неделей о Фоме. Мы слышали евангельское чтение о том, как Фома, которому нередко добавляется такой эпитет как «неверующий», поставил условие перед учениками Христа: «Если я не увижу язв от гвоздей и не вложу свои руки в эти язвы, то не буду иметь веры, не поверю всему тому, что вы мне рассказывали, пока не увижу сам». Его просьба не есть некое неверие – это есть некая мера проверки своей веры. И наверное, всякий человек в своей жизни преодолевает один, а может быть и много кризисов, в том числе и кризис веры.
Иногда сердце настолько закрывается, что все то, что было до этого: чудеса, благодатные посещения, явные явления Господа, Его участие в нашей жизни – вдруг куда-то удаляются от нас, и мы как будто становимся слепыми. Мы вновь ждем какого-то очень яркого события, невероятной вспышки в нашей жизни для того, чтобы она смогла пробить эту мглу и вновь заполнить наше сердце светом.
Каждый человек устроен по-разному: кто-то сразу же всем сердцем откликается на призыв Господа; у кого-то, кто более рационален по складу своего ума, путь ко Христу занимает многие годы, а может быть и всю жизнь.
Апостол Фома относился как раз к таким испытующим людям. Но он не был неверующим абсолютно, как часто его именуют в народе. Это был человек, готовый поверить и сделать шаги для того, чтобы принять веру в свою жизнь. Для того, чтобы встретиться с Богом нужно сделать шаги навстречу к Нему. Господь к каждому из нас подходит на распутье нашей жизни и идет навстречу, но подчас человек сам не хочет этой встречи. Апостол Фома был готов к этой встрече, но ему нужно было непременно осязать своим человеческим опытом, лично убедиться в том, что это действительно Тот Самый Учитель и Он воскрес из мертвых.
Неверующие – это люди, которые судят о Церкви, не переступая ее порог, совершенно не погружаясь в ее благодатную таинственную жизнь, они тут же безапелляционно отвергают любые попытки проповеди Евангелия.
Апостол же Фома – это человек, который пожелал лишь обнаружить некий личный опыт встречи с распятым и воскресшим Христом, который бы убедил его в том, что его Божественный Учитель не призрак, а все что рассказывали о Нем апостолы – не есть выдумка или массовая галлюцинация.
«Прииди и виждь» – эти замечательные слова Евангелия относятся к каждому человеку. И для того, чтобы убедиться в их правоте – необходимо переступить порог между миром плоти, похоти и гордости житейской и между той областью, которую митрополит Вениамин (Федченков) именовал «небом на земле». И когда мы сами пойдем по этому пути, пусть неловкими, неуклюжими шагами, но если будем стремиться идти дальше, несмотря, ни на какие сомнения – то, в конце концов, мы получим возможность действительного осязания этого удивительного опыта встречи с Богом, который пережили апостолы.
Я сердечно благодарю вас дорогой отец Владимир за приглашение послужить в этом замечательном и некогда величественном храме, храме Путиловского завода. Сегодня утром, отправляясь сюда я немного обозрел историю этого храма и она не только глубоко впечатлила, она потрясла и даже в какой-то степени ранила, потому что история этого храма в XX веке является действительно трагедией. Когда не просто стены обезображивались, не просто святыни вытаскивались, но здесь были колоссальные столкновения человеческих судеб, рушились человеческие жизни. Люди, после того, как возникла угроза закрытия этого святого места, сотнями собирались вокруг и рискуя своими жизнями, окружали его кольцом и делали все, что от них зависело для того, чтобы здесь не прекратилась молитва и слышание Слова Божия. И когда я знакомился именно с этой страницей судьбы вашего храма, то почувствовал какой-то звериный, сатанинский оскал вокруг этого события. Фотографии Путиловского храма, который был построен по просьбе десяти тысяч трудившихся на нем рабочих, вызывают восхищение красотой, масштабом, выражением человеческого творчества, которое было посвящено ведомому нами Богу. И как трудно сегодня осознавать, что все это если не безвозвратно потеряно, то достичь этого результата будет очень трудно. И наверно еще очень долго нужно трудиться, чтобы иметь материальные средства, человеческие ресурсы и таланты, необходимые для воссоздания той неземной красоты, которой сиял этот знаменитый храм города Петербурга.
Мне хочется пожелать вам, дорогой отец Владимир, вашим соратникам и вашим прихожанам, чтобы Господь вас укреплял в этих трудах. И поблагодарить за то, что вы не опускаете руки, поблагодарить за тем многие труды, которые вы осуществили, употребляя все абсолютно имеющиеся у вас средства и возможности для того, чтобы этот храм мог сегодня быть полноценным домом Божиим, где могла бы совершаться Божественная литургия и другие церковные таинства».
После этого архиепископ Амвросий подарил храму образ Пюхтицкой иконы Божией Матери. Отметив, что при Путиловском храме активно действует духовно-просветительский центр, владыка ректор вручил церковные награды: протоиерей Владимир Гончаренко, настоятель храма святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры был награжден академической грамотой; академической медали апостола и евангелиста Иоанна Богослова III степени удостоены Ю.В. Ступак и Т.А. Петрова.
После службы владыка преподал всем молящемся архиерейское благословение и подарил каждому на память о совместной Воскресной литургии иконку преподобного Серафима Вырицкого.
Во время совместной трапезы гости смогли глубже познакомиться с самобытной историей Путиловского храма. Преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии Д.А. Карпук поделился несколькими интересными фактами, которые ему удалось обнаружить в ходе подготовки исторического исследования, посвященного храму. В частности, Дмитрий Андреевич рассказал, что почти каждый знает о том, как в начале прошлого столетия рабочие Путиловского завода участвовали во многих революционных событиях, потрясших Российскую Империю. Но мало кому известно, что после волнений 1905 года делегация рабочих завода отправилась к митрополиту Санкт-Петербургскому Антонию (Вадковскому), чтобы принести покаяние за участие в этих беспорядках. Дмитрий Андреевич подчеркнул, что подобное покаянное обращение людей не может быть случайным порывом – это результат той активной нравственно-просветительской работы, которую удавалось осуществлять духовенству храма святителя Николая Чудотворца и мц. царицы Александры. Эта церковь духовно окормляла десятки тысяч людей, трудящихся на заводе, и ее история полна многочисленных свидетельств успешной реализации подобного пастырского попечения. Изучая внутреннюю жизнь одного такого прихода, становятся видны усилия и духовная стойкость конкретных людей. Это позволяет по-новому взглянуть на всю историю в целом.
«Я допускаю, что, если бы Русская Церковь имела шанс еще на протяжении лет 15-20 вести подобную активную миссию среди своих соотечественников – трагедии 1917 года возможно было бы избежать»
– подытожил свое выступление Д.А.Карпук.
Пресс-служба СПбДА