Почувствовать красоту богослужения человеку помогают песнопения, которые звучат в православных храмах. Слушая сегодня то или иное произведение, мы с легкостью можем сказать, Чесноков это, или Ведель. Но было ли так всегда? Ведь далеко немногие русские композиторы смогли донести до сердец людей глубокий смысл текстов Божественной литургии и всенощного бдения. В этом отношении XIX век стал временем музыкального переосмысления церковной певческой традиции. Именно в этот период появляются гениальные творцы духовной музыки, среди которых Дмитрий Степанович Бортнянский.23 октября 2018 года епископ Петергофский Серафим совершил заупокойную литию по Д. С. Бортнянскому в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Именно сюда в 1953 году были перенесены останки композитора со Смоленского православного кладбища Санкт-Петербурга. В богослужении участвовали члены исторического общества, а также сотрудники и студенты Академии.
«Произведения Дмитрия Степановича отражают суть души, молитву сердца, настроение и эмоции человека. Автор вкладывал в сочинения не свои личные ощущения, а старался создать универсальное музыкальное произведение, в котором каждый человек мог бы получить помощь для молитвенного и духовного единения с Господом» — епископ Серафим.
Справка:
Дмитрий Степанович Бортнянский (28 октября 1751 – 10 октября 1825) – русский композитор, дирижер, певец, педагог, капельмейстер. Воспитанник, позднее управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге (ныне Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга). Наряду с церковной музыкой, сочинял и светские оперы, сонаты и камерные ансамбли.
Всю свою жизнь Д. С. Бортнянский поставил на службу церковному пению, чем оказал огромное влияние на развитие церковной музыки XIX века. Композитор был приверженцем сохранения чистоты духовной музыки, ограждал ее от вычурности и неуместных музыкальных украшений. Но в своем церковном творчестве «директор вокальной музыки» (такое звание композитор получил как глава капеллы) не смог избежать заимствований из произведений светской музыки. Некоторые из церковных произведений Бортнянского отличаются излишней «концертностью». Это можно объяснить сильным влиянием столичного образа жизни и общественного вкуса, который был ориентирован на чрезмерную пышность и роскошь во всем, в том числе и в музыке. Пользуясь достижениями в области оперы и инструментальной музыки, Бортнянский на волне этого духа светскости создал новый стиль хорового пения, который был высоко оценен современниками композитора, но раскритикован уже следующим поколением, осуждающим подобное своеволие в церковной музыке.
Не смотря на критику и столетия, прошедшие со времен жизни Дмитрия Степановича Бортнянского, плоды его духовного творчества высоко ценятся до сих пор. «Херувимская песнь № 7», великопостное трио «Да исправится молитва моя», ирмосы канона св. Андрея Критского «Помощник и покровитель», рождественские и пасхальные концерты звучат и ныне в русских храмах.
Пресс-служба СПбДА