Вечером 7 мая 2015 года, накануне Недели Антипасхи, духовенство, сотрудники и студенты всех отделений Духовной Академии, вернувшиеся с Пасхальных каникул, собрались на молитву в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Воскресное всенощное бдение совершил ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископ Петергофский Амвросий.
Его Высокопреосвященству сослужили: иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе; иеромонах Геннадий (Поляков); священник Андрей Парафенюк; иеромонахи Варфоломей (Магницкий) и Никодим (Хмыров); священник Глеб Санюк; иеромонахи Афанасий (Букин) и Лука (Пронских); священник Антоний Афанасьев; иеромонах Филипп (Балиниу); протодиакон Кирилл Журавлев; диакон Герман Ранне; иеродиаконы Димитрий (Кубеция) и Алексий (Дурнев); диакон Сергий Макаров.
После пения тропарей на «Бог Господь» проповедь произнес студент II курса церковно-исторического отделения магистратуры чтец Михаил Евграфов.
Завтра, 7 мая, архиепископ Амвросий совершит венчальную Божественную литургию. Считается, что последование венчальной Литургии появилось в Элладской Церкви. В Русской Православной Церкви это торжественное богослужение делает свои первые шаги. Такая служба характеризуется тем, что за Литургией совершается Таинство венчания. В это воскресенье владыка ректор соединит в Таинстве брака чтеца Феодора Ибрагимова с Аполлинарией Чапуриной и чтеца Антония Копаева с Анной Рыжковой.
Неделя Антипасхи (Неделя апостола Фомы)
Наименование «Антипасха» не несет той негативной нагрузки, которую мы привыкли видеть в словах с приставкой «анти». В греческом языке «αντι» употребляется в значении «вместо» или «напротив». Таким образом, Антипасха – праздник не противопоставляемый, но дополняющий и продолжающий собой день Светлого Христова Воскресения, когда Святая Церковь вспоминает историю апостола Фомы. Он не присутствовал при первом явлении воскресшего Христа апостолам и на их свидетельства отвечал, что поверит в воскресение Спасителя только в том случае, если физически ощутит Его раны. И милосердный Господь, видя в Фоме более стремление уверовать, нежели сомнение в Его Воскресении, вновь является ученикам и Сам предлагает апостолу удостовериться в совершившемся чуде.
Господь наш Иисус Христос нисколько не осуждает неверия Фомы, не осуждает его и Церковь. «Сомневающимся ученикам в восьмой день предстал Спаситель там, где они были собраны. И, благословив их, обратился к Фоме: приди, апостол, осяжи длани, пронзенные гвоздями… О, доброе неверие Фомино! Ибо оно верных сердца в познание привело со страхом взывать: Господь и Бог мой, слава Тебе!» (Стихира вечерни Антипасхи).
О, доброе неверие Фомино! Праздник Антипасхи – это тот замечательный день, когда в лице апостола Фомы, как в неком прообразе, мы с радостью видим обращение к спасительной вере тех миллионов людей, которые сомневались в учении Христовом. Но увидев своими глазами чудеса Богочеловека, непосредственно ощутив Его благодать и любовь, они навсегда стали Его учениками, жизнью и смертью запечатлев обретенную веру.
Для нас же это урок того, что Христос Спаситель никого из стремящихся к Нему, пусть даже и сомневающихся, но способных и всем сердцем желающих уверовать, не оставит без Своего посещения. Его Пречистая Десница, носящая следы спасительных страданий за человеческий род, всегда простерта навстречу протянутой руке сомневающегося.
Пресс-служба СПбДА