16 февраля 2012 г. в день памяти равноапостольного Николая, архиепископа Японского, в академическом храме Санкт-Петербургских духовных школ ректор СПбПДА епископ Гатчинский Амвросий возглавил молебен.
Его Преосвященству сослужили архимандриты Софроний (Смук) и Амвросий (Хорозидис), священникиАндрей Парафенюк, Александр Кузнецов и Дионисий Харин, иеромонахи Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов) и Николай (Дроздов), диаконы Кирилл Журавлев, Александр Ямков, Виталий Коршунов и Олег Митчицков.
Песнопения молебна исполняли три академических хора.
Перед началом молебна владыка обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Святая Православная Церковь празднует память одного из величайших выпускников духовной академии, святого равноапостольного Николая, просветителя Японии, который в сегодняшний день, сто лет тому назад, преставился ко Господу, завершив свои земные труды.
С самого юного возраста он хотел быть моряком. Но его отец, бедный сельский диакон, воспитал юношу так, что будущий святитель склонился к поступлению в духовную семинарию. Блестяще окончив Смоленскую духовную семинарию, в качестве одного из лучших ее выпускников он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Когда он учился на четвертом курсе, в академии появилось объявление Священного Синода, что в церковь при японском посольстве требуется священник. Около 12 человек подали прошение поехать в Японию. Время тогда было непростое. Оно простым никогда не бывает, но именно тогда в Японии христианство было гонимо. Поэтому осуществить эту поездку означало подвергнуть себя не только лишению своей родины, но и подвергнуть, может быть, и жизнь свою опасности. И из этих подавших прошение лишь один принял для себя решение, что, если уж он отправляется в эту миссионерскую поездку, то не будет связывать себя узами брака, а должен полностью посвятить себя служению Церкви в монашеском чине. И именно это стало определяющим для решения Священного Синода. Один из двенадцати, кто решил стать монахом и отправиться в Японию, был призван на это служение. В июне месяце он был пострижен, рукоположен и уже 1 августа отправился в дальнее путешествие.
Около сорока тысяч человек – вот тот плод спасительного семени, которое посеял святой равноапостольный Николай. Окончив духовную академию, он знал немецкий язык, изучал древние языки. Прибыв в Японию, он восемь лет изучал японский язык. Там же он выучил английский как язык дипломатического общения. Одним из первых его сподвижников стал синтоистский жрец, в жарком споре с которым равноапостольный Николай обратил его в христианство.
Сегодня, вспоминая юбилейный день его кончины, мы взираем на его труды особенным образом потому, что, представив себе эту картину и перенеся её на кальку современности, можем сказать, что и сегодня требуются ревностные служители и проповедники Христова Евангелия во всех концах нашей земли. Не обязательно ехать в Японию, ведь и наша Родина необъятна. Взирая по прошествии 100-летнего периода на кончину и на жизнь этого святого и обращая внимания на смысл своего бытия здесь, на земле, можно сказать, что все пройдет и останутся лишь добрые плоды. Плоды ради служения Богу. Останется в мире лишь то, что связано со Христом и, поэтому все наши земные желания не имеют никакой цены в свете грядущей вечности. А в свете грядущей вечности имеет цену лишь верность Господу. Верность, которая свидетельствуется делами. Поэтому, совершив молитву святому равноапостольному Николаю, просветителю Японии, основателю Японской Автономной Церкви, попросим у него молитвенной помощи, вразумления, предстательства у Бога, помощи в осуществлении нашего служения и предстоящего служения, о котором ведует лишь только Господь».
Фильм «Свет невечерний восходящего солнца»: памяти cвятителя Николая Японского (http://www.pravoslavie.ru/put/51490.htm)
Пресс-служба СПбПДА