Как понимать духовно-нравственное воспитание молодежи сегодня? Как верно его осуществлять? Что дает такое воспитание человеку и обществу? Эти и многие другие вопросы и проблемы современной социально-педагогической ситуации обсуждались в Духовной Академии 12 ноября 2015 года на городской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание молодежи: потенциал современных педагогических технологий».
По результатам работы конференции была принята резолюция.
«Дорогие друзья, мне очень приятно приветствовать вас в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии и особенно приятно от того, что я верю, что сегодня здесь собрались люди неравнодушные к теме, которую мы будем обсуждать. Мы находимся в учебном заведении, в истории которого на первом месте всегда стояло воспитание. Недавно я посещал Киевскую Духовную Академию, где на конференции прозвучал доклад священника Кипрской Православной Церкви, который по совместительству является преподавателем одного из университетов в Словакии. Тема выступления звучала достаточно провокационно: “Теологические факультеты: приобретение для Церкви или потеря?” Смысл же доклада заключался в том, что в светских университетах всегда можно замечательно описать творение того или иного подвижника с точки зрения филологии, с точки зрения истории можно уточнить основные даты его жизни, с точки зрения археологии можно даже восстановить пещеру, в которой он подвизался. Но способны ли люди, которые ставят в один ряд богословие и прочие науки, именно таким образом передать дух этого человека? Перенести в современный нам мир его жизнь и принципы его взаимоотношений с Богом и человеком? Конечно нет. И если знания передаются лишь таким образом – искусственно, формально, и если передачей этих знаний занимаются люди, которые сами далеки от того идеала, который они хотели бы увидеть в своих учениках, то такая деятельность остается бесплодной. <…> Еще одно отвлеченное наблюдение, которое будет касаться воспитания. Некоторое время назад я встречался со своими одноклассниками по случаю 20-летия окончания Московской духовной семинарии. Также приехали одноклассники из Украины, и один из них рассказал следующее. Решив взять с собой своего пятилетнего ребенка, он сказал малышу: – Мы с тобой поедем в Москву. – А где эта Москва? – спросил его ребенок. – Это в России. – Нет, в Россию я не поеду. – Почему? – Потому что там враги.Наши мамы, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки были воспитаны в христианском духе. Может быть, они были не совсем религиозными людьми, но они по-человечески были христианами, они жили правдой. Среди их идеалов были порядочность, целомудрие – то, что, к сожалению, все больше и больше уходит из нашего общества и, особенно, из той замечательной среды, которую мы называем молодежью. Поэтому мне хотелось бы пожелать, чтобы опыт духовных учебных заведений, которые никогда не уходили от своего главного предназначения – воспитания священно- и церковнослужителей, – разумеется, в иной форме, мог бы быть воспринят другими учебными заведениями. Потому что воспитание всегда должно быть впереди. Человек, приобретший много знаний, но не воспитанный всегда может применить их во вред себе и окружающим»,Пятилетний ребенок об этом говорит! И действительно, там была поставлена негативная, злая задача — воспитать в ненависти к России современное молодое поколение, и те, кто этого захотел, увы, во многим добились своего. Но ведь можно и другие задачи – не негативные, а положительные, и тоже их добиваться.
«Наш педагогический коллектив искал основу духовно-нравственной деятельности. Очевидно, что в основе ее лежит понятие добра и зла – здесь мы ничего нового не изобрели, но в современных условиях это оказалось предельно актуальным, потому что у детей нет понятия о добре и зле. Этот изъян не компенсировать образованием. <…>. Такой последовательный подход привел нас к созданию системы, где трудовое и духовно-нравственное воспитание совместно складываются в педагогический комплекс, дополненный другими видами деятельности. Труд и духовно-нравственные ценности – без них рушится все»,– подчеркнул Михаил Георгиевич, отметив, что должны создаваться комплексные системы воспитания, которым должны обучаться педагоги разных уровней, потому что именно воспитание, а не образование – главная проблема современной школы. После доклада М.Г. Дмитриева была открыта дискуссия по вопросам:
- Как можно сегодня понимать духовно-нравственное воспитание молодежи? Это определенный высокий уровень культуры или религиозное верование, соблюдение принятых в обществе правил поведения или внутренне выработанный набор ценностей?
- Является ли именно духовно-нравственное воспитание стержневым приоритетом всех направлений воспитания или это лишь одно из равноправных и взаимодополняющих воспитательных направлений?
- Насколько решение проблем именно духовно-нравственного воспитания актуально для современной социально-педагогической ситуации и почему?
Конференция продолжилась экскурсией по Красносельской площадке специального предприятия «Новое поколение» с посещением Храма Святых Константина и Елены и молодежного клуба «Космос», а также панельной дискуссией «Проблемы духовно-нравственного воспитания современной молодежи», завершившейся принятием проекта резолюции.
Пресс-служба СПбДА