Сегодня, в день отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, в этот поистине исторический день, когда спустя 95 лет в этом когда-то потерянном, но вновь ожившем доме Божием, совершается первая Божественная литургия, Святая Церковь предлагает нашему вниманию отрывок из послания к Ефесянам, где апостол Павел говорит о разрушенной Христом преграде, на протяжении тысячелетий существовавшей между народом-хранителем истинного богопочитания и язычниками.
Для того, чтобы нам более глубоко понять мысль данного текста, необходимо обратиться к исторической действительности того времени. В частности, взаимоотношения между иудеями и язычниками носили враждебный характер, иудейский народ относился к людям не веровавшим в Господа крайне презрительно, какое-либо отношение с ними являлось для иудея осквернением. Более того, в Иерусалимском храме был отдельный двор язычников, который находился за двором женщин. Эти помещения были отделены некой преградой, переступая границы которого, язычник должен был предан смертной казни.
Именно об этой «стоявшей посреди преграде» говорит апостол Павел, которую Господь наш Иисус Христос разрушил, посредством Своей нескончаемой любви и милосердия. Наверняка, у многих из нас возникает вполне адекватный и справедливый вопрос, а как, этот многовековой давности отрывок относится к нам, и какова его применимость в современной жизни. Задаваясь этими вопросами, давайте заглянем в глубины своего сердца: не подобные ли презрительные взаимоотношения язычников и иудеев?
Но как это отражается в нашей внешней вполне спокойной жизни. Иногда, общаясь с некоторыми людьми, в «храме» нашего сердца вырастает непреодолимая стена несогласия, призрения, бунта которая берет своё начало в гордости. В связи с этим, душа словно сосуд, наполняется гневом, ненавистью, мы закрываемся в себе, и лишь иногда выстреливаем ядовитыми стрелами раздражения или обиды, которые иногда оборачиваются многогодовыми разрывами отношений. Выстраивая подобные барьеры замкнутости и всеобъемлющей гордости, мы поступаем подобно безумцу. Вместо того, чтобы подать руку помощи своему ближнему, мы наоборот опускаемся все ниже и ниже в глубины погибели. И это происходит как в духовном мире, так и в жизни каждого и даже целых государств. Достаточно вспомнить междоусобицу князей на Руси, последствия которых вылились в почти двухсотлетнее Татаро-Монгольское иго. По сути и они сами вызвали свое покорение, так как окутанные сетями гордости отказывались совместно противостоять общей угрозе.
Подобная же ситуация происходит и в духовной жизни человека. Не имея твердого основания в Боге, мы зачастую выстраиваем высокий барьер, который позволяет закрыться от внешних обстоятельств, довольно-часто мы смотрим сквозь пальцы на неприятности и падения других людей. Те, которые не разделяют наших жизненных позиций, или люди другого социального статуса, или просто обидевшего нас, в наших глазах становятся теми древними язычниками. Таким отношением, мы не то, что сопротивляемся бесконечным атакам врага, но сами отдаем на растерзание и смерть как себя так и своего ближнего. Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов: «Едва мир сердца начинает разрушаться, колебаться — знай: идут иноплеменники».
Но как, мы немощные и грешные люди, можем укрыться от стрел диавола и разрушить эти рукодельные барьеры взаимоотношений. И апостол отвечает на это, говоря, что «Христос есть мир наш» (Еф 2:14). Именно из общей любви к Нему, между нами испепеляются всякие преграды и стены непонимания и презрения. Теперь, «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28). Господь устраняет все древние стереотипы несущие в себе разрозненность и вражду, и дает нам религию любви и мира.
Братья и сестры, давайте спросим себя, как часто в нашем сердце закрываются двери милосердия и сострадания к ближним, или же, что еще печальнее, весь наш внутренний мир состоит из барьеров гордости, самолюбия и призрения к окружающим нас людям? Разве ради этого безвинный Христос ценой унижений, страданий и крестной смерти, искупил именно нас, из рабства греха? Ведь Господь не требует от нас непосильных и сверхчеловеческих действий, но хоть малейшего сострадания. И проходя мимо, своего ближнего, видя его недостатки или падения, не будем равнодушны к этому. Протягивая руку помощи, или произнося искренне добрую фразу, или просто тайно помолившись о нем, мы сделаем гораздо больше. Возможно в один момент, это пригодится и нам. Да поможет нам в этой духовной борьбе Господь, молитвами Богородицы и всех святых. Аминь.
// Проповедь студента I курса магистратуры церковно-практического отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Рустика Антонова, произнесенная 8 декабря 2013 года в академическом храме Двенадцати апостолов за Божественной литургией.