Диакон Антоний Молоток. Сделаемся достойными принять Святого Духа

Диакон Антоний Молоток. Сделаемся достойными принять Святого Духа

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины… прииди и вселися в ны»! Такими словами, Ваше Высокопреосвященство, отцы братия и сестры, сегодня мы призываем благодать Святого Духа, празднуя великий день Пятидесятницы.

Сегодня мы отмечаем грандиозное историческое событие: около двух тысяч лет назад Вседержитель Господь заключает с человечеством новый союз, начинает свое бытие прекрасный дом верующих и призывающих Имя Христово – святая Церковь. В этом новопостроенном доме уже нет слуги-домоблюстителя, но он управляется самим Христом, как Сыном и наследником Домовладыки (Ср. Евр. 3: 1-6).

С этого времени  взаимодействие рода человеческого с Богом строится таким образом, что «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил. 2: 32). Теперь, будучи народом Божиим, мы представляем собой невесту Христову, сопряженную со своим Женихом союзом вечной любви, Им живимую, хранимую и освящаемую. Теперь мы являемся неотделимой частью Царства Божия.

Призывая Святого Духа, мы должны осознавать, что таким действием мы подтверждаем чистоту нашего сердца, объявляем, что пыль и зола нашего внутреннего дома уже выметены, вся паутина снята, мы согласны на то, чтобы божественная сила Святого Духа действовала в нас и нашла достойное место в наших сердцах.

Но если это не так, чистоту нашего душевного храма нужно достигать исполнением заповедей, данных нам Спасителем: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим…», – вот первая заповедь! Вторая подобна ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк 12: 30-31).

Любовь – высший дар Святого Духа и одновременно плод христианского доброделания. Преподобный Марк Подвижник отмечает, что, хотя любовь последняя из всех добродетелей, но по достоинству она первая и оставляет позади все прежде родившиеся. Этот драгоценный плод являет собой наиболее полезное действие как для самого  носителя любви, так и для его ближних, т.е. для всей Церкви.

Относительно царицы добродетелей нельзя сказать, что имея любовь, которая проявляется порционно, временно или точечно, человек достаточно исполнил заповеди Христовы. Когда мы проявляем любовь к тем людям, которые нам симпатичны, а в других случаях мы нетерпеливы – наши сердца недостойны быть храмами Святого Духа.

Хотелось бы привести историю из сказаний «Луг духовный», собранных блаженным Иоанном Мосхом. В этой истории о жизни одного подвижника рассказывается следующее. Если этому старцу-подвижнику случалось видеть, что кто-нибудь из односельчан по бедности не мог засеять своего поля, он выходил ночью и, взяв свой скот и свои семена, засевал чужую землю. Так же он выходил на дорогу, ведущую от Иордана к Иерусалиму, взяв с собою хлеба и воды, и если замечал кого-то уставшим – он брал и нес его ношу. Возвращаясь обратно, он нес тяжести других попутчиков. Можно было видеть иногда, как старец обливался потом под большой тяжестью или нес на плечах одного, а иногда и двоих отроков. Иногда он сидел за починкой мужской или женской обуви, для чего брал с собой необходимые орудия. Одних поил водой, других кормил хлебом. Если ему случалось находить мертвого на дороге – он совершал над ним чин погребения и хоронил его.

Данный пример говорит о всеобъемлющей любви, о любви, к которой призваны все христиане. Такая любовь будет простираться за пределы нашего привычного круга общения, она будет руководить нами в разных жизненных ситуациях, где проверка любви будет свидетельствовать об истинности нашего именования христианами.

В праздничном каноне на утрени, есть тропарь, в котором приводятся следующие слова: «Ты [Господи], источаешь для меня воду из… ребра Твоего, запечетлевая сие теплотою Духа» (2-ой канон на утрени, 4-ая песнь, 1-ый тропарь). Ординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии Евграф Иванович Ловягин, при переводе данного тропаря с греческого на русский язык, обращает свое внимание на последние слова, которые он переводит как «кипением Духа». Потрясающие слова! Приведенный выше рассказ о старце свидетельствует, что подвижник кипел христианской любовью, которая переполняла его и выливалась через край, находя свое применение в служении всем его окружающим.

 Тем самым, видя такой пример любви, мы должны не просто чуть-чуть быть теплыми и стараться не замерзать в заиндевелом грехом окружающем мире, но должны кипеть своей любовью, должны беспрепятственно проходить сквозь глыбы льда искушений и с легкостью пробивать айсберги зла и неверия. Мы должны кипеть любовью Христовой так, чтобы проходя по вечной мерзлоте царства «миродержителя тьмы века сего» (Еф 6: 12), растапливать сугробы человеческой злобы, а из-под талого снега под нашими ногами непременно будет оживать весенняя трава радости о Господе и распускаться первые чудесные цветы добродетелей.

Проповедь аспиранта Санкт-Петербургской Духовной Академии диакона Антония Молотка,  произнесенная за Божественной литургией в академическом храме в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова 19 июня 2016 года, в день Пятидесятницы.  


Опубликовано 19.06.2016 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter