Максим Нефедов. Притча о богаче и Лазаре

Во Имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Евангельский отрывок сегодняшнего дня посвящен притче Господа нашего Иисуса Христа о богаче и Лазаре (Лк 16:19-31).

При исследовании любого библейского отрывка необходимо понять, какие заложены в нем богословско-библейские смыслы, а также понять, что этот отрывок значит для нас.

1) Первой весьма важной темой отрывка, является тема нищих, малых, угнетенных в этом мире, и богатых, сильных века сего.

Лазарь представлен в притче нищим, который был так несчастен, что ему даже нечего было есть (21 стих). В самой притче прямо не говорится, был ли Лазарь благочестив, но, исходя из того, что он «отнесен был ангелами на лоно Авраамово» (22 стих) можно сделать вывод, что он был угоден Богу. Но с точки зрения современного Иисусу иудейского общества такая нищета была показателем как раз неугодности перед лицом Бога. Таких нищих это общество презирало. Показателем же богоугодности являлось для иудейского общества богатство [1].

Но именно таким людям в первую очередь Иисус Христос нес Свою весть о том, что отныне Бог воцарился (Мк 1:15), отныне Он сотрет всякую слезу и печаль: «Дух Господень помазал Меня благовествовать нищим» (Лк 4:18 и сл.). Нищие в библейском понимании – это люди, угнетенные в самом широком смысле этого слова: притесняемые, которые не в состоянии сами себя защитить. Такие люди блаженны (Лк 6:20; Мф 5:3), поскольку с пришествием Христа Бог посещает, прежде всего, их. Блаженство этих людей не в том, что они просто нищие в социальном смысле, но в том, что они знают, что должны целиком полагаться на помощь Бога. В Нем, а не в людях этого грешного мира, и не в своих суетных усилиях, они видят спасение. Поэтому Бог и утешает в первую очередь именно их.

И именно к таким относится Лазарь. Он «блажен» не потому, что он просто «нищий». Рассказ говорит не только о его бедности, но и о его тоске, жажде. Нищий Лазарь жаждал не сытости богача, но крошек с его стола (21 стих). Это человек, оказавшийся на пределе человеческой нищеты в самом глубоком смысле этого слова. Он лишен всего, чувствует себя над бездной небытия, он отчаялся помочь сам себе, и ему остается только ждать помощи. Притча не называет Лазаря блаженным ради его нищеты. Цель притчи – это направить на путь к блаженству через ту нищету, в которой человек с надеждой протягивает свои пустые руки к Богу [2]. Но обязательно надо помнить, что не сама по себе нищета спасительна, но спасителен тот настрой человека, когда он понимает, что спасти его может только Бог и никто, и ничто другое.

2) Второй темой отрывка, является тема богатства и отношения к нему. Богатство само по себе не является плохим [3]. В притче, однако, богач не описан как злой или бессердечный человек, и можно подумать, что он осуждается за богатство. Но осуждается он не просто потому, что он богат, но потому, что он находит свою цель только в богатстве. В 25 стихе ему говорится: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни», то есть получил то, что искал в жизни.

Также и в другом месте Евангелия от Луки (6:24) сказано, что «горе» (буквально «увы») богатым, потому что они получили уже свое утешение, они получили сполна в жизни то, что хотели. «Горе» возвещается не тому, кто богат, но тому, кто не желает ничего другого, кроме того, чтобы быть богатым. Кто удовлетворен только своим богатством, тому больше нечего ожидать от Бога [4]. 3) Другой темой притчи является требование знамения. Богач желает, чтоб его сыновья были явно извещены знамением, чтоб и им не погибнуть. Но ведь в Законе и пророках есть все, что нужно этим сыновьям (29 стих). Эти установленные Богом средства доносят Его волю тем, кто желает ее знать. В них есть этот вызов неправильной жизни богача [5].

Итак, будем стремиться в своей жизни быть открытыми действию Святого Духа в нас, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства: физические притеснения за нашу верность Христу (Лк 6:20-23) или духовную немощь (Мф 5:3-11) [6].

Будем стараться не расставлять акценты только на земные, преходящие нужды, но искать «прежде Царства Божия и правды Его» (Мф 6:33), а не знамений, смиренно доверяясь Богу и Его воле о нас.

Аминь.


Примечания:

[1] Бломберг К. Интерпретация притчей. М., 2005. С. 221. [2] Данн Дж. Единство и многообразие в Новом Завете: исследование природы первоначального христианства. М., 2009. С. 14; Иеремиас И. Богословие Нового Завета. Ч. 1: Провозвестие Иисуса. М., 1999. С. 133-139; Лэдд Д. Богословие Нового Завета. СПб, 2003. С. 266-268; Ианнуарий (Ивлиев), проф., архим. Этика // Евангелие / Православная энциклопедия. М., 2007. Т. XVI. С. 619-621. Ианнуарий (Ивлиев), проф., архим. Евангелие от Луки. Беседа на радио «Град Петров» № 13. [3] Бломберг К. Там же. С. 124; Ианнуарий (Ивлиев), проф., архим. Там же. [4] Ианнуарий (Ивлиев), проф., архим. Этика // Евангелие / Православная энциклопедия. М., 2007. Т. XVI. С. 620-621. [5] Nolland J. Luke 9,21 – 18,34 // Word Biblical Commentary. Dallas, Texas, 1998. Volume 35b. (Эл. рес.). [6] Иеремиас И. Там же. С. 133-134.

Проповедь студента II курса академии чтеца Максима Нефедова, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 7 ноября 2010 г.


Опубликовано 07.11.2010 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter