Сергий Маляров. Ожидание встречи

prop_malyarov

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. (Лк 12: 35-38).

Спаситель наш Господь Иисус Христос словами Евангелия, читавшимися Церковью для нашего назидания сегодня, призывает нас к постоянной готовности Его прихода, неусыпного ожидания принять Его, постучавшегося в наши сердца. Ожидать Его постоянно значит жить таким образом, чтобы сейчас быть готовыми к Его приходу. Нужно жить с осознанием важности каждого момента, ведь Господь всегда стоит у дверей наших сердец и стучит в них, ожидая ответа. Нужно учиться замечать это.

Не самое ли это важное в жизни – увидеть Бога? Значит, нам стоит приложить хоть сколько-нибудь усилий, чтобы действительно иметь чистое сердце, быть бодрым и научиться слушать и различать волю Божию. Конечно, мы понимаем, что Он по милости и любви нас спасает, бережет, любит, направляет. Но мы можем этого просто не заметить! Только научившись слышать и понимать Господа, мы ощутим Его реальное присутствие в нашей жизни, а значит – уже не пропустим самого важного события.

Мы слышим сегодня слова Спасителя: Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. (Лк 12:37). Словами этими Господь открывает нам это самое важное событие: на Тайной Вечере, Господь, препоясавшись, омыл ноги Своим ученикам, и служил им, и преломив хлеб, соединил их с Собою, со Своим Божеством. Святая Литургия – это и есть встреча ожидаемого господина своего.

Евхаристия – это принятие Бога в себя, непостижимый Дар, который Он нам дал. Если и стоит для чего жить на земле, то только ради Святого и непостижимого человеческим умом великого Таинства соединения человека с Богом – ради Евхаристии, Причащения Телу и Крови Христовым. Евхаристия — в центре христианской жизни, она — ожидание небес, брак Агнца, закланного прежде создания мира, со Своею Церковью. Причаститься Тела и Крови Христовых значит принять Бога.

Пейте, это Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая… Вкусите, это Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов – вот слова Господа об этом великом событии, которое совершается именно здесь и сейчас. Причащаясь святых Тела и Крови, мы открываем двери нашего сердца для вхождения Бога, стучащего в них.

Быть христианином — это означает принять в Себя все те Дары, которые Христос принес нам. Тогда все, что было со Христом, может произойти и с нами. И прежде всего – Его пасха станет нашей. Если воскресло Его тело, то для со-воскресения и мы должны стать Его сотелесниками, а не просто учениками. «Единородный определил некоторый изысканный способ к тому, чтобы и сами мы сходились и смешивались в единство с Богом и друг с другом, хотя и отделяясь каждый от другого душами и телами в особую личность – именно: в одном теле, очевидно Своем собственном, благословляя верующих в Него посредством таинственного причастия, делает их сотелесными как Ему Самому, так и друг другу… Сила святой Плоти делает сотелесными тех, в ком она живет». (свт. Кирилл Александрийский).

Евхаристия – Таинство радости. Радость человека, который обрел Бога, не поддается ни анализу, ни определениям, в нее можно только войти — «войди в радость Господина своего» (Мф 25:21). И у нас нет иного средства войти в эту радость, кроме того священнодействия, которое с самого начала Церкви было для нее как источником, так и исполнением радости, можно даже сказать, самим таинством радости. Священнодействие это — Божественная литургия, на которой совершается «таинство таинств» — Святая Евхаристия.

«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6:53–54). В этих словах Христа заключается тайна богообщения, открытая для каждого члена Церкви. И наша встреча со Спасителем — не эпизодическое свидание, а постоянная напряженная жизнь, наполненная всегдашним устремлением, всегдашним желанием утверждать себя в Боге, соединяться с Ним.

В этом таинстве мы не просто общаемся с Богом, но Бог входит внутрь нашего естества, причем, это вхождение Бога в нас происходит не каким-то символическим или духовным способом, но абсолютно реально — Тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах.

Быть в Церкви, значит быть со Христом, Который открывается нам в таинстве Евхаристии.

Предстояние Святой Чаше с Телом и Кровью нашего Бога приоткрывает нам смысл христианской нравственной направленности жизни: мы сегодня, здесь и сейчас стоим пред недостижимой высотой Бога, и Он Сам дает нам возможность соединиться этой высоте, быть причастниками Ему, стать с Ним едиными. Это настолько очевидно, что мы, ослепленные мнимыми проблемами и заботами нашей жизни, этого подчас не замечаем. Святитель Иоанн Златоуст увещая об этом, взывает: посмотри, умоляю тебя: вот стоить царская трапеза; ангелы служат трапезе; сам Царь здесь присутствует!

Евхаристия — пламень. Она согревает сердца, освещает ум, питает, преображает. Она сжигает, уничтожает в нас корни страстей, все злое, что мы накапливаем в себе.

Причащение должно быть тем стержнем, вокруг которого выстраивается вся наша жизнь. В конечном же итоге мы призваны к тому, чтобы вся наша жизнь стала Евхаристией – непрестанным благодарением Богу за Его дары, благодарением, выражаемым не только в словах, но и в делах, во всем нашем образе жизни. Давайте же и сегодня, подходя к Святой Чаше, помнить, Чье Тело, страдавшее за нас, и Чью Кровь, за нас пролитую, мы вкушаем.

Осознавая свое недостоинство предстояния Самому Богу, и понимая Его великую милость, по которой Он сподобляет нас соединиться с Ним, откроем двери своих сердец Богу, стучащемуся в них, примем Его, и Он, найдя нас бодрствующими, препоясанными, с горящими светильниками наших душ и ждущими Его прихода, войдет в нас и, изменяя саму сущность нашу, поврежденную грехом, сподобит нас блаженной участи в Божественной радости и любви Царствия Своего. Будем же отходить от этой Трапезы, как львы, дышащие огнем, страшные для диавола, огражденные со всех сторон золотым оружием! (Свт. Иоанн Златоуст). Аминь.

Проповедь студента 1 курса богословского отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии Малярова Сергея, произнесенная на Божественной литургии в Свято-Троицком храме г. Железногорска Курской области 17 декабря 2011 г.


Опубликовано 19.12.2011 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter