12 февраля 2016 года, в день памяти Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова была совершена Божественная литургия. По давней традиции духовных школ Литургия в этот день совершалась на греческом языке. Богослужебные чтения и песнопения исполняются на греческом языке, чтобы подчеркнуть уважение к жизненному подвигу, богословскому и проповедническому наследию святителей IV века.
За Божественной литургией Архиепископу Амвросию сослужили: иеромонах Геннадий (Поляков); протоиерей Григорий Евтушенко, клирик Николо-Богоявленского морского собора; священник Андрей Парафенюк; иеромонахи Варфоломей (Магницкий) и Никодим (Хмыров); священник Глеб Санюк; иеромонахи Сергий (Иванов), Афанасий (Букин), Феодосий (Желновачев), Лука (Пронских), Кирилл (Порубаев) и Филипп (Балиниу); протодиакон Кирилл Журавлев; диакон Герман Ранне; иеродиаконы Владимир (Палибрк), Алексий (Дурнев) и диакон Сергий Макаров.
Евангельское зачало читалось на двух языках: сначала священник Глеб Санюк прочитал на греческом языке, а затем протодиакон Кирилл Журавлев прочитал зачало на церковнославянском.
За богослужением пели три академических хора: мужской под управлением студента 4 курса бакалавриата Марка Качанкина, смешанный под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский хор под управлением Лидии Масловой.
По окончании Божественной литургии архиепископ Амвросий поздравил учащихся и прихожан с днем памяти Вселенских учителей и святителей и преподал молящимся благословение.
Вселенские святители
Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст жили в IV-V веках, на перекрестке двух культур-гигантов, античной и византийской, и стояли в центре великой мировоззренческой трансформации, которая происходила на территории всей Римской империи. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества.
В такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи. До сегодняшнего дня Православная Церковь служит Литургии, сердцевины которых – анафоры (Евхаристический канон) составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле.
Хотя жили святители в IV столетии, однако их общий праздник стали отмечать гораздо позднее – только с XI века. Согласно повествованию — синаксарю, помещенному в cовременных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в столице Византийской империи — Константинополе вспыхнул спор о значимости Трех Святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни ставили выше Василия Великого, другие Григория Богослова, третьи — Иоанна Златоуста.
Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени (в рукописях сохранилось около двухсот его канонов святым. Сегодня мы читаем перед Причастием его канон Ангелу-хранителю), заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего последования. После видения Мавропод составил службу на 30 января, т.к. все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий — 1.01, Григорий Богослов — 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста — 27.01.
Источник: Православие.ru
Пресс-служба СПбДА